Перепёлкин: Часть меня осталась в Казани (Фото: Р.Кручинин)
Дата публикации: 7 июль 2018, 14:00
Источник: Пресс-служба Динамо-Казань
Просмотров: 2629
Перепёлкин: Часть меня осталась в Казани

Прощальное интервью экс-старшего тренера «Динамо-Казань» Александра Перепёлкина с впечатлениями о клубе, об игроках, тренерах и о Казани, с благодарностями и пожеланиями на будущее.

- Сейчас спортивные СМИ пестрят сообщениями о новом главном тренере «Тулицы» – в чём причина такого вашего решения?
- Не секрет, что мне всегда хотелось быть главным тренером. Конечно, в своё время я ушёл с аналогичного поста в Череповце. Но то решение было принято потому, что «Северянка» не выходила в Суперлигу из-за отсутствия финансовых возможностей. А повысить свой уровень мне всё же хотелось. Поэтому предложение от «Динамо-Казань» позволило мне ещё раз окунуться в атмосферу топ-клуба – это была возможность поработать с топ-игроками, с лучшими тренерами, в лучшей организации. А по поводу приглашения из «Тулицы»: у этой команды есть довольно высокие задачи, – не просто «хорошо играть», а задачи по развитию клуба.

- Иными словами, у Тулы есть шансы и желание пробиться в Суперлигу?
- У меня-то, понятно, такое желание есть! Себе я ставлю максимальную задачу. Конечно, у клуба есть руководители, у которых могут быть ещё какие-то задачи, и они озвучат их более конкретно перед началом сезона. Но для меня главная задача – чтобы команда, где я работаю, постаралась занять первое место в лиге.

- Как Ришат Гилязутдинов отреагировал на ваш переход в другой клуб?
- Ришат Сиразутдинович меня поздравил с этим назначением. В принципе, у нас был с ним и с Сергеем Николаевичем Чернышовым такой договор, что они с пониманием отнесутся к подобному переходу, если появится такая возможность. Так что для них это неожиданностью не стало. Тем более что в прошлом сезоне Ришат Сиразутдинович пару раз предоставлял мне возможность побыть главным тренером команды на матчах. И я думаю, что это не могло происходить без одобрения руководства клуба. Это тоже в некоторой степени повлияло и даже раздразнило моё желание быть главным тренером (улыбается). Я почувствовал, что ещё могу и что мне очень интересно самому руководить командой.

- Но хороший у вас был тандем: спокойный Гилязутдинов и взрывной, эмоциональный Перепёлкин?
- На самом деле, Ришат Сиразутдинович тоже достаточно эмоциональный и взрывной – просто со стороны это, может быть, не видно. И наоборот, я предпочитаю спокойствие в работе. Конечно, когда я сам играл, знаю, что без эмоций в спорте тяжело. Но я считаю, что все эмоции мои были контролируемые: где-то на игроков повлиять, где-то на судей, где-то самого себя подстегнуть или даже Ришата Сиразутдиновича. Это нормально, это работа. И тот же Гилязутдинов никогда не делал мне каких-то критических замечаний по эмоциям, поскольку ему они точно не мешали и, надеюсь, даже помогали. Хотя один раз такое было у меня в карьере – замечание от Николая Васильевича Карполя: «Александр Николаевич, вы слишком громко хлопаете, и я не могу докричаться до игроков». (Смеётся) Я это запомнил на всю жизнь, и мы иногда с Николаем Васильевичем это вспоминаем. Ну а Ришат Сиразутдинович таких претензий мне не высказывал.

- Во время работы в «Северянке» у вас, наверняка, сложилась собственная тренерская система – пришлось её «положить на полку», пока работали в «Динамо-Казань»?
- Тружно сказать что-то на этот счёт. Но, конечно, всегда пытался вносить свою лепту. Могу сказать, что Ришат Сиразутдинович в тренерском штабе – с теми, кому он доверяет – очень много общается, и многие обсуждаемые моменты, пусть и не сразу, принимает от других тренеров. Понятно, что окончательное решение всегда у главного тренера, но этот консилиум: я, тренер-статистик, тренер по ОФП, медики и другие, – в итоге тоже участвуют в этом общем решении. Не было никогда какой-то полной авторитарности. Вообще, современная тенденция: если ты помощник, то помогаешь – и главный тренер, хоть решения принимает сам, но тебя тоже слушает. В, итоге, достаточно много решений мы принимали коллективно. Это реально системный подход.

- Кстати, в финал женской Лиги наций вышли команды, пожалуй, наиболее системные в тренерском плане. У Гуидетти в турецкой сборной, наверно, самый большой штат тренерских помощников с чётким распределением обязанностей. А про американскую систему обсчёта всех элементов игры, вообще, можно говорить долго. Как считаете, за каким подходом будущее: за системой или за одиночками-гениями из тренеров или игроков, которые могут зарядить и повести за собой команду?
- Моё мнение: за системностью будущее. Когда все тренеры команды работают в одной упряжке, когда помощники могут смело что-то подсказывать главному тренеру, когда главный доверяет своим помощникам, тренерам по ОФП, медицине и т.п. – за этим будущее. Но «звёзды» – это, всё-таки, всегда «звёзды». И среди тренеров есть «звёзды», и среди игроков. И бывает, что несколько «звёздных» игроков могут вытащить команду и тренера. Харизма «звезды» может усилить любую команду, и влияние харизмы, безусловно, никто никогда не отменит. Но думаю, что коллективные действия по решению стратегических задач – как, например, в бизнесе – в тренерском деле всё же важнее.

- Что вы могли бы сказать вообще о работе казанского тренерского штаба – изнутри, но уже как бы и извне? О людях и о дружбе, если она завязалась.
- Скажу, что в «Динамо-Казань» все абсолютно порядочные люди, все большие профессионалы своего дела. Конечно, у нас в работе было много всяких разногласий. Что я считаю, наоборот, замечательным. Потому что если бы друг другу поддакивали, подхалимничали, то я бы как раз не говорил об этом столь позитивно. Когда же все могут смело высказываться по работе, или вечером в неформальной обстановке за стаканчиком морса обсудить какие-то жизненные дела – это было очень хорошо, это мне очень нравилось в «Динамо-Казань».

- Какой из периодов работы в Казани – первый семь лет назад или второй нынешний – оставил больше памяти, больше эмоций?
- Конечно, второй период. Когда я в этот раз пришёл в «Динамо-Казань», получилось так, что несколько игроков тогда закончили выступление за команду, и в клубе сложился новый состав, новая ситуация. Было очень интересно работать. Конечно, нам в итоге немножко не хватило. Но, я считаю, что командный дух среди игроков и тренеров был очень высоким. Мне очень нравится такое: один за всех и все за одного, все бьются, все стараются. И в финальных матчах, и в середине сезона было много эмоций – и болельщикам это нравилось. Все очень переживали, и команда была очень искренней. А когда я в первый раз попал в «Динамо-Казань», то ощутить этого процесса становления не успел: здесь уже была накатанная команда, которая спокойно побеждала. Сейчас же был именно процесс создания, новый вызов для всех нас. И это было очень приятно, достойно и интересно.

- Какие из личных задач, поставленных перед собой при переходе в «Динамо-Казань» из «Северянки», удалось реализовать? А какие нет?
- Не совсем все. Всё-таки, хотелось бы выиграть чемпионат России. Безусловно, этого бы всем в команде хотелось, но сейчас я говорю за себя: тогда бы я был полностью удовлетворён. Но я итак удовлетворён тем, каким у нас получилось взаимодействие с Ришатом Сиразутдиновичем, с клубом, с игроками и тренерами. И если бы это привело к победе в чемпионате – в прошлом или позапрошлом сезоне, – то я бы считал себя полностью счастливым.

- Во время работы в «Динамо-Казань» удалось найти подход к каждому игроку?
- Когда ты старший тренер, есть специфика подхода к игрокам. Естественно, каких-то больших проблем ни с кем не было. Но ты всегда понимаешь, что есть игроки, которые тебя слушают, понимают, но делают по-своему, не так, как ты подсказываешь. А есть игроки, с которыми просто тяжело разговаривать: для них, как это бывает порой в коллективе, есть только лидер, главный тренер, а мнение всех остальных уже не так важно. Конфликтов, конечно, никаких не было. Но когда сталкиваешься с подобным, то для тренеров такое бывает тяжеловато. Впрочем, всё это рабочие моменты. Тем более что большинство игроков – и лидеры, и молодёжь – были вполне нормальны в общении. И вообще, когда работаешь в коллективе, который тебе нравится, то, можно сказать, влюбляешься во всю команду, в коллег, в персонал, относишься ко всем по-семейному, по-тёплому. И тогда даже если что-то не получается, то всё равно относишься к этому с пониманием.

- Появились ли у вас любимчики среди казанских игроков? Кого из команды вы «взяли бы с собой в разведку»?
- Я бы всех взял с собой в разведку!

- Знаете, какое прозвище дала вам команда? Или так и не выяснили?
- Нет, не знаю. Кто-то мне говорил, что какое-то прозвище, вроде, есть… Но, честно, я его не знаю.

- Что могли бы посоветовать казанской молодёжи: Ане Котиковой, Дарье Малыгиной и другим, – для дальнейшего роста?
- Во-первых, хотелось бы, чтобы у них была реальная, осязаемая мечта. Причём мечта не просто хорошо научиться играть в волейбол, а стать, в первую очередь, профессиональными атлетами, спортсменами, осознающими каждое своё действие, пока они в спорте. Именно профессиональное отношение, само слово «атлет» – это самое главное! Потому что по технике у них всё есть. По тактике – они девчонки умные и сами во всём разберутся. А вот отношение к себе, отношение к себе в спорте – этого хочется им пожелать. Ну и ещё чтобы у них сложились семьи, были любовь и здоровье! Даже наоборот, последнее пожелание нужно поставить на первое место: прежде всего они не спортсменки, а девушки! Поэтому хочется пожелать им какого-то общечеловеческого счастья, любви и всего хорошего! А вот затем уже – чтобы они стали профессиональными атлетами. Чтобы они понимали, что они не просто играют в волейбол, а что они профессиональные спортсмены. А то некоторые девочки говорят: «У нас же не NHL, у нас же не NBA». Но ведь волейбол – это такой же вид спорта, как хоккей или баскетбол. И почему человек не может к себе относиться так же профессионально, как там? И вот именно этого мне хочется пожелать молодёжи: не думать, что у нас как-то не так – у нас так, как мы сами это делаем! Если человек сам показывает высокий уровень, то и лига становится сильнее. Не нужно ни на кого смотреть – нужно делать!

- Какое у вас самое радостное воспоминание от работы в «Динамо-Казань»?
- Наверно, когда мы выиграли Кубок ЕКВ. Эта победа ценна даже не тем, что это европейский турнир. Если помните, в том году ситуация в концовке была сложной: проигрываем туркам 0:3 – отыгрываемся дома; проигрываем 0:2 в Италии – затем отыгрываемся и побеждаем при полном стадионе! Это были не просто победы, это были суперкамбэки! С характером, с терпением. И больше всего зацепило как раз вот это командное чувство поддержки друг друга, которое и возникает в подобных ситуациях.

- Самый смешной случай за время работы в команде?
- Такой случай связан с судьями, поэтому рассказывать я о нём не буду (улыбается).

- Было ли за время работы в Казани что-либо очень трогательное, берущее за душу? То есть то, что выходит за рамки этой самой работы и остаётся просто в памяти на всю жизнь.
- Точно было! Просто было несколько таких моментов, и я сейчас не смогу выделить какой-то один. Просто бывало так, что ты приходишь домой после работы, после игры, и появляется такое душевное состояние, что тепло даже тревожит. Появляется чувство счастья, которое не сиюминутное, а это глубокое удовольствие от работы, от общения… Было много таких ситуаций… Конкретно сейчас я назвать их не смогу, но я помню это чувство полного удовлетворения. Думаю, многие мечтают так же приходить с работы и испытывать подобные чувства.

- Какую память о себе оставил сам город Казань? В какие места вы хотели бы вернуться или посетить туристом?
- Я много раз и до этого приезжал в Казань, бывал везде в городе и за городом. Сейчас я нахожусь в Петербурге, и хотя наравне мне тяжело поставить, но эти города практически равные по красоте, по устройству, по инфраструктуре. Впервые в Казани я был в 2011 году, и это был совсем другой город. Да, Казань тогда достраивалась, облагораживалась, но было тогда всё по-другому. А сейчас Казань – это просто суперкрасивый, благоустроенный, беспробочный город. Если что-то нужно, то и музеи, и театры – всё доступно. Просто пройтись по городу – уже одно удовольствие! Город, от которого получаешь удовольствие, чувствуешь себя в нём спокойно, без всякого лишнего напряжения.

- Опять придётся менять команду в Ночной Хоккейной лиге? Много друзей останется в Казани?
- Да, уже «закинул удочки», и, вроде как, что-то подыскали. Мне уже всё рассказали, кто где в Туле играет. Так что этот вопрос под контролем (улыбается).

- Возможно, мы ещё увидим вас в Казани в рамках Высшей лиги «А», но уже в качестве соперника нашей «Школы Гамовой»?
- По расписанию «вышки А», вроде бы, «Школа Гамовой» приедет в Тулу, а не мы в Казань. Ну а в будущем всё что угодно может случиться.

- Наконец, что вы хотели бы пожелать «Динамо-Казань» и казанским болельщикам в следующем сезоне?
- Во-первых, хотелось бы сказать большое спасибо вообще всем, кто работает в клубе «Динамо-Казань». Отдельное спасибо тем, кто меня пригласил в Казань на эти два года, – Сергею Николаевичу и Ришату Сиразутдиновичу. Потому что это был огромный и потрясающий опыт! Большое спасибо всему персоналу, администраторам, всем-всем, кто окружал клуб, поскольку за время работы здесь у меня никогда не было ни одной проблемы. Со многими в Казани завязалась дружба. Большое спасибо и удачи коллегам-тренерам! И чтобы в будущем они только мне проигрывали, когда наши команды столкнутся на площадке (улыбается). Огромное спасибо девчонкам: только тёплые чувства обо всех динамовских игроках! Реально, каждый игрок остаётся в сердце! Может, жена меня, конечно, будет ревновать: столько девчонок в сердце собралось (смеётся). Спасибо всем, удачи и здоровья! И наконец, хотел бы передать большой привет спортивным журналистам: мне так будет не хватать ваших вопросов! От казанских журналистов было много интересных вопросов, которые завораживали, на которые приходилось нестандартно отвечать.

Да, чуть не забыл! У меня в Казани остались два ретро-автомобиля. Оставил пока их здесь – пусть дожидаются моего следующего возвращения в Казань (улыбается). Поставил их в подземный гараж и попрошу кого-нибудь из динамовских тренеров присматривать за ними.

- То есть частичка вас, всё-таки, осталась в Казани?
- Да, конечно! И большая часть.

Ближайшие игры

PARI Суперлига, 19 апреля 2024, 19:00
Динамо-Ак Барс (Казань) - Локомотив (Калининград)
Казань, Центр волейболон-лайн
PARI Суперлига, 23 апреля 2024, 18:00
Локомотив (Калининград) - Динамо-Ак Барс (Казань)
Калининград, ДС Янтарныйон-лайн