Кадочкина: Сильный удар у меня, возможно, просто от природы
Дата публикации: 10 январь 2019, 17:16
Источник: Пресс-служба Динамо-Казань
Просмотров: 3399
Кадочкина: Сильный удар у меня, возможно, просто от природы

Доигровщица «Динамо-Казань» Татьяна Кадочкина рассказала о том, как пришла в волейбол, о своих целях и трудностях взросления в спорте, а также о том, почему любит всё чёрное.

Юная казанская волейболистка в свои 15 лет уже успела насобирать немало медалей и титулов в различных международных юниорских соревнованиях. Полтора года назад она вызвала настоящий фурор на чемпионате Европы в категории «до 16 лет» и, несмотря на общее «серебро» российской сборной, была признана MVP турнира. После такого её просто забрали из своей возрастной категории и перевели в молодёжную сборную постарше. А ведь в таком возрасте даже разница в один-два года может иметь огромное значение в плане различия в физическом развитии, в опыте и даже в психологии! Но Татьяна ничуть не потерялась и среди тех девушек, кто был старше её на три года, и активно помогала российской сборной под руководством Александра Карикова в завоевании многих других медалей вплоть до «бронзы» чемпионата мира U18. Об этом опыте выступления за молодёжную национальную команду Кадочкина рассказывала в большом интервью на нашем сайте в сентябре прошлого года. Однако теперь юной спортсменке пришлось сделать просто огромный шаг – в 15 лет выйти на поле против самых серьёзных противников в Суперлиге! И вот о том, что Татьяна пережила и прочувствовала за первую половину сезона 2018/2019, читайте в данном интервью.

- Как для тебя начался 2019-й год? Хорошо прошли праздники?
- Этот год я решила встретить в кругу семьи. Мы с родителями собрались и уехали в Оренбург к родственникам. Кстати, это мой родной город. Отметили праздники хорошо, посидели по-семейному, поговорили по душам, обсудили игры… Просто у меня бабушка с дедушкой – тоже большие любители волейбола. И в принципе, этих трёх дней нам полностью хватило: и отдохнуть, и попраздновать, и повеселиться.

- «Решила в этом году с семьёй» – то есть раньше было не так?
- Нет, в каждом году я праздновала с семьёй. Просто до этого мы оставались в Нижнем Новгороде, и там к нам в гости на праздники приезжало много друзей: мои друзья, друзья родителей и т.д. А в этом году мы решили сделать чисто семейный праздник с родными.

- Насколько знаю, твои родители тоже не чужды спорту?
- Да, мой папа – бывший профессиональный волейболист, а мама – спортсмен-любитель. Она играла раньше за академию, за университет, а сейчас работает в «Сбербанке» – и играет за их команду. Так что, у меня спортивная семья. Даже бабушка с дедушкой со стороны отца – тоже бывшие волейболисты.

- Иными словами, твоя карьера в волейболе была само собой разумеющейся?
- Нет, у нас в семье нет такого, чтобы обязательно «идти по стопам». Скажем, мой младший брат волейбол не очень любит. Год назад мы попытались отдать его в волейбольную секцию, но он сходил на пару тренировок и сказал, что ему там не нравится. Тогда мы решили попробовать заинтересовать его баскетболом, и он как будто влюбился в него. Он сразу взял мяч в руки, начал работать, и ему в этот раз всё понравилось. В общем, баскетбол – это для него. Я видела его на тренировках и играх и думаю, что в будущем у него что-то получится в этом виде спорта.

- А волейбол – это, получается, твоё?
- Да, это моё. Я понимаю его, люблю всей душой, и с детства я всё время была в волейболе. Меня же с самого раннего детства приводили в зал, и там возилась с мячиком. А с первого класса уже начала отрабатывать передачи и потихоньку входить в профессиональный спорт.

- Твой отец работает в нижегородской «Спарте» – как он решился отдать такой талант в «Динамо-Казань»?
- Ну, я в «Спарте» никогда не была и даже не привлекалась к их тренировкам. В Нижнем Новгороде я занималась сначала в детской спортивной школе олимпийского резерва №4. А потом был набор в «Школу Гамовой» в Казани: меня пригласили, и я с удовольствием приехала. К тому же тут была Светлана Михайловна Сафронова. Постепенно началась работа, потом юниорская сборная, потом вторая сборная более старшего возраста. Потихоньку это всё развивалось, и так я осталась в Казани. И родители к этому спокойно относятся, доверяют тренерам, и никаких проблем не возникает.

«Со старшими общаться мне интереснее, чем со сверстниками»

- Ну, с молодёжным уровнем всё понятно: куча медалей. А как тебе даётся переход на взрослый уровень?

- Взрослый уровень для меня, конечно, тяжёл. Как физически, так и психологически. Но я стараюсь с этим справляться. На тренировках выкладываюсь полностью, насколько могу, стараюсь работать всегда по максимуму. Думаю, основные трудности у меня в плане психологии: всё-таки, остальные девочки гораздо старше и опытнее, а мы, как любые молодые игроки, очень переживаем из-за каждой неудачи. Что-то не получилось – сразу схватились за голову! А ещё свою роль играет и переходный возраст… Но в целом, потихоньку как-то справляемся и нормально работаем.

- Переходный возраст отвлекает от спорта?
- Не сказала бы, что он отвлекает – просто в этом возрасте очень много эмоций. Кто-то справляется с эмоциями в стиле «выйди в поле – прокричись», чтобы легче стало. И я тоже, если тяжело или что-то раздражает, то выхожу на площадку и кричу. После игры я часто даже больше выкладываюсь эмоционально, чем физически. Я стараюсь разговаривать на площадке, проявлять эмоции, кричать, и это мне помогает. Ещё Светлана Михайловна мне советовала: «Разговаривай, и тебе будет легче». Так что теперь когда я играю, то вспоминаю её слова, что нужно разговаривать, и мне действительно становится легче.

- Со стороны опытных игроков ощущаешь поддержку?
- Да, конечно, меня поддерживают. Катя Уланова, Женя Старцева и все-все-все поддерживают и подсказывают, за что им огромное спасибо! Например, в приёме мне очень помогает Каби: подсказывает, как поставить руки, как не волноваться. Иногда просто помогает, если у меня не получается. Женя Старцева тоже со мной говорит по поводу пасов. Бывает ведь, что более старшие игроки молодых просто не слушают. Однако она всегда спрашивает, как удобнее мне пасовать, обсуждает это со мной. Наши центральные, Марина с Ирой, очень помогают на блоке. За что ещё раз хочу всем сказать большое спасибо!

- По поводу приёма: как понимаю, проблемы больше психологические, чем технические?
- Думаю, да. Например, на игре с «Уралочкой» у меня был хороший процент приёма – не отличный, но хороший. Но с другой стороны, во время игры с «Протоном» был один переломный момент: как раз в приёме у меня от рук мяч отлетел прямо в пол. И после этого у меня в голове как будто заклинило – и больше в этом матче я не смогла принимать, хотя технику старалась использовать такую же, как и всегда. Вообще, мне кажется, что в женском волейболе приём более зависит от психологии. Безусловно, там нужна правильная техника, но ещё там нужно не волноваться, следить за руками и ещё больше за ногами – каждое действие продумывать сначала в голове. Сейчас мне это пока трудновато, но в будущем, надеюсь, я справлюсь с этим и особенно с психологией. Надо будет только научиться справляться с эмоциями при приёме, с некоторым страхом… Нужно просто научиться этим управлять.

- Бывает, что плачешь после сложных моментов?
- Бывает иногда. Причём обидно бывает даже не из-за проигрыша, а из-за своей игры. Бывали моменты, когда я уходила в раздевалку, чтобы поплакать, и потом успокаивалась. Действительно, ведь обидно бывает, когда ведёшь 2:0, а потом 2:3 проигрываешь. Хотя это игра, это спорт, это жизнь – и с этим ничего не поделаешь. Просто нужно научиться с этим справляться и идти дальше.

- У тебя уже какое-то очень взрослое мировоззрение – и это в 15 лет?
- Если честно, я это не особо замечаю. Но, вообще, в моём окружении всегда были люди постарше – на год, на два, на пять или десять лет. И я спокойно со всеми общаюсь. Даже когда я была в команде Светланы Михайловны, я очень любила разговаривать именно с ней. И до сих пор, когда с ней вижусь, мы всегда садимся и разговариваем: рассказываю ей о своих делах, она говорит, что у них происходит в команде с девочками. Я настолько к этому привыкла, что мне сейчас более интересно даже общаться со старшими, чем со сверстниками. Даже с родителями я тоже хорошо общаюсь, хотя ведь обычно в таком переходном возрасте все считают, что родители скучны. Но у меня родители всегда вели себя как молодые: хоть у нас разница с ними в 20 лет, но меня это никогда не смущало. Поэтому я всегда любила общаться со старшими: с ними интересно, и такое общение расширяет кругозор.

- Можешь рассказать, как ты развила технику такого своего удара – хлёсткого, убойного?
- Я не могу это объяснить. Честно! у меня нет никаких секретов. Просто это, возможно, у меня от природы. Или, наверно, пришло от отца: в своё время у него тоже был очень мощный удар. Ну и плюс у меня такое телосложение: ноги слабоваты, а плечевой пояс, наоборот, очень сильный. Технику же я всегда отрабатывала, как и остальные девочки – и в спортшколе, и у Светланы Михайловны, и здесь во взрослой команде. Просто я стараюсь уделять больше внимания переводам с «4 по 4» в «4 по 1». Но тоже больше по технике, чем по силе. Так что сила удара… это просто моя маленькая фишка! (улыбается)

- Всё-таки, как думаешь, что делает удар именно таким – работа кистью?
- Скорее, я больше работаю плечом. Кистью – это только в переводах. А если удар идёт на силу, в разрыв блока, то там я стараюсь дорабатывать именно плечом. Потому что необходимо пробить блок, особенно если летит быстрая передача. Ну а на неудобных мячах я стараюсь как-то переводить, отыгрываться от блока и так далее. И это важнее, потому что ведь смотрят не на силу удара, а на то, забил ты или нет.

«Кто-то называет моим кумиром Кошелеву…»

- Вскоре предстоит матч с Москвой. И кстати, после Суперкубка в СМИ появилась статья с названием «Гончарова справилась с юниоркой». Обидное название?

- Нет, для меня как раз такое название не обидно. Потому что Наталья Гончарова – взрослый и опытный игрок. И если уж она со мной поборолась, когда мне 15 лет, то посмотрим, что будет дальше (улыбается). Конечно, то поражение было немного обидным. Но, значит, нам нужно больше работать, и это послужит для нас хорошим стимулом.

- Следующий соперник ещё сложнее – «Экзаджибаши». Хотела бы с ними сыграть?
- Очень надеюсь! Именно эту игру я жду прямо с самого начала сезона. Она явно будет очень интересной, раз соперник так силён. Поэтому я с нетерпением жду эту игру, хочу побороться и полностью отыграть её в составе. Очень хочется показать себя, показать свою игру и показать, что мы, в конце концов, «Динамо-Казань» и мы всё сможем!

- Насчёт «отыграть в составе» – какие ощущения были, когда тебя выставили в «старте» в «Финале четырёх» Кубка? Всё-таки, уже уровень…
- Я отнеслась к этому спокойно. Не потому, что я знала, что выйду и всё сделаю. А потому, что если тренер сказал, что я выйду в стартовом составе, то, значит, он мне доверяет. И я просто собрала себя в руки и сказала себе: «Надо выходить и играть!»

- Ты сама себе ставишь какие-то цели в плане прогресса?
- Сейчас моя цель – просто выйти на хороший уровень. Но обычно если я добиваюсь поставленной цели, то сразу же ставлю себе новую. На данный момент для меня очень важно сохранить место в основном составе «Динамо-Казань». Ну а в будущем я постараюсь попасть в основную сборную России и очень хочу там себя показать.

- Так, может, уже этим летом, если впечатлила Панкова в предновогоднем матче с «Заречьем»?
- Ну, я была бы не против (смеётся). Очень на это надеюсь, но время, конечно, покажет.

- У тебя есть какой-то кумир в спорте или ориентир?
- Честно говоря, все думают, что у меня есть много кумиров. Кто-то считает, что я иду по следам Марии Бородаковой, кто-то называет моим кумиром Татьяну Кошелеву… Безусловно, я её очень уважаю как игрока. И очень люблю наблюдать, как она ведёт себя на площадке, как она общается со своими подругами по команде, её отношение к игре и к тренировкам. То, что она после столь тяжёлой травмы буквально через полгода вышла на поле – это заслуживает уважения! Но, вообще, я бы не сказала, что у меня есть какой-то кумир. Хотя, наверно, всё же Татьяна Кошелева ближе к этому образу.

- По переходному возрасту в спорте не советовалась с Екатериной Гамовой, которая тоже начала очень рано выступать? Она же, вроде как, куратор юниорских сборных.
- Да, когда мы видимся с Екатериной Александровной на сборах, то стараемся всегда советоваться с ней. Например, в этом году у нас будут сборы в категориях U20 и U18. И когда Екатерина Гамова, приезжает к нам на сборы, мы спрашиваем у неё по технике, по психологии. За что ей огромное спасибо! Ибо этим она нам очень помогает на играх.

- А вне сборов с ней не общаешься?
- Ну, я как бы ещё стесняюсь – всё-таки, она Екатерина Гамова! Но мы с ней виделись, когда в Москве играли с «Динамо», и тогда немного поговорили. Она дала мне пару советов по игре: что именно нужно улучшить. И это, в принципе, всё.

- А со своей тёзкой Кошелевой когда-нибудь общалась?
- Честно говоря, ни разу. Мы с ней вообще никогда не виделись и не пересекались. Просто я как бы пропустила момент, ведь она сейчас играет больше по заграницам. Но в будущем надеюсь, что удастся с ней встретиться и поговорить. А через интернет я как-то не очень люблю общаться – мне удобнее всегда поговорить с человеком вживую, чем через соцсети.

«Детство кончилось, и нужно взрослеть»

- Кстати, свободный доступ к соцсетям – это ведь одно из преимуществ взрослой жизни. По крайней мере, теперь телефон не отбирают на ночь, как в «молодёжке»?

 - Да, теперь телефон не забирают и можно гулять допоздна (смеётся). Но на самом деле, нет. Просто здесь к нам относятся как взрослым: конечно, нет столь сильного контроля, но мы сами уже прекрасно понимаем, что нужно следить за режимом. Всё-таки, мы уже не дети, и нужно взрослеть…

- В 15 лет взрослеть?!
- Да, в 15 лет взрослеть. Детство кончилось, и нужно взрослеть. Стараюсь выдерживать дисциплину. Да, мы дети и хотим гулять, но также понимаем, что если не будет дисциплины, то не будет игры, и мы просто не сможем показать результат.

- Болельщики тебе пишут в соцсетях?
- Да, болельщики меня очень поддерживают, присылают поздравления и желают скорейшего выздоровления. Большое им за это спасибо! Очень приятно, когда люди тебя поддерживают. Особенно, когда ты ещё такая молодая. Правда, мне очень приятно!

- Подарками ещё не заваливают новую «звезду»?
- Нет, такого пока ещё нет. Мне просто пишут добрые слова, эмоционально поддерживают. И мне, в принципе, большего и не надо. Потому что поддержка – это самое главное! Если болельщикам нравится моя игра – это уже хорошо. Всё-таки, мы же играем именно для них, чтобы им нравился наш волейбол.

- А «звёздной болезнью» не заразишься от такого внимания болельщиков?
- Нет, конечно! Потому что всегда с самого моего переезда в Казань родители и тренер Светлана Сафронова мне говорили: «Звезду на лбу потуши – и иди работай!» (улыбается) То есть у меня никогда не было такого, чтобы я зазнавалась. Ни в коем случае и никогда я не буду зазнаваться!

«Я больше дерзкая, чем романтичная»

- Как полноценный игрок «Динамо-Казань» ты появилась и в ежегодном календаре. Как тебе этот образ?

- Ой! это очень красивый календарь! У меня вообще впервые была такая красивая фотосессия, и там мне всё очень понравилось! И знаете, этот календарь сделан как будто специально под мой стиль. Просто мой любимый цвет – это чёрный, и я люблю всё связанное с этим цветом. И тут получилась тема смешения огня с чернотой – всё просто шикарно! Наверно, именно так, как я мечтала в детстве.

- А всё-таки, почему чёрный?
- Не знаю, просто это мой цвет. Все думают, что он мрачный, но, по-моему, он очень красивый. Я в этом цвете вижу именно красоту.

- Тогда и ночное небо – это твоё?
- Да, я очень люблю ночь и обожаю ночное небо. К тому же сейчас темнеет рано, и к семи вечера уже темно. И примерно в это время я люблю выходить на улицу и смотреть на небо, или просто гулять под фонарями. Фонари и ночь… И особенно хорошо, если тишина. Но, конечно, когда гуляют с семьями, бегают дети – это тоже хорошо.

- У тебя романтичная душа?
- Я бы не сказала, что романтичная. Я больше дерзкая, чем романтичная.

- Как и написано в одном из твоих аккаунтов: «наглая зараза»?
- Да-да, «наглая зараза»! Есть такое (смеётся). Но это, конечно, громко сказано – просто мы так шутим между собой. Просто был такой момент, когда мы играли и поссорились с одной девчонкой, то она и сказала, что я «наглая зараза». Эта фраза мне очень понравилась, и я её запомнила. Не говорю, что я особо дерзкая – просто «наглая зараза» (смеётся).

- На самом деле, в спорте это чуть ли не половина успеха. А в молодости, наверно, тем более?
- В спорте – да. Я это не отрицаю, всё возможно.

Ближайшие игры

2 мая 2024, 00:00 | Комментарии: 0
С юбилеем, Эдуард Александрович!
29 апреля 2024, 18:19 | Комментарии: 0
«Динамо-Ак Барс» - чемпион России!