Ежова: Полностью удовлетворена тем, как прошла моя карьера в волейболе
Дата публикации: 25 май 2019, 12:28
Источник: Пресс-служба Динамо-Казань
Просмотров: 1997
Ежова: Полностью удовлетворена тем, как прошла моя карьера в волейболе

Ещё одна либеро «Динамо-Казань», завершившая недавно карьеру, рассказала о переезде в наш город, о перипетиях своей волейбольной жизни и о том, чем планирует заниматься дальше.

- Как дела у вашего сына, который занимается футболом в школе казанского «Рубина»?
- После окончания сезона у нас был выбор: или вернуться в Москву и искать ему другую школу, или остаться в Казани. Мы решили остаться. Ему очень нравится в «Рубине», поэтому мы не стали срываться. Он был категорически против переезда.

- Он же будущий вратарь?
- Начинал защитником, но его быстро поставили в ворота.

- Какой у него рост?
- 171 см. А размер ноги уже 43-й.

- За какую футбольную команду болеет сын?
- В России, конечно, за «Рубин», а в Европе – «Ювентус» и «Манчестер Юнайтед».

- А вам тяжело менять Москву на более спокойную Казань?
- Я бы не сказала - мне комфортно в Казани. Не скажу, что принесла себя в жертву, а переехала в Казань с удовольствием.

- Когда вы приехали в Казань в первый раз, город был совсем другим. Помните ту Казань?
- Я же вообще начинала в «Казаночке» в 2003-м. Мы тогда тренировались в техникуме на Карбышева, ездили на автобусе, который называли «буханкой». Сам город…. Те впечатления я никогда не забуду. Казань готовилась к празднованию тысячелетия, и я, честно говоря, была в шоке, когда впервые ее увидела. Я чуть не заплакала – дорог нет, дыра на дыре, вокруг одни руины. Боже мой, как мы будем тут жить? А я еще в Белгороде играла до этого, там тихий спокойный городок. А тут.… Но то, что в Казани сейчас, и то, что было – это огромная разница. Потом я, конечно, привыкла и поняла, что это в городе идет реконструкция и что нужно подождать.

Мы тогда с мужем приехали, так как ему предложили контракт. А я без контракта была. В «Казаночке» мне сказали: «А чего ты сидишь? У нас же есть команда, тренируйся и играй». А я тогда хотела уйти в декрет, не планировала играть. В клубе сказали, что это не проблема. Если уйду, то ничего страшного, поэтому у нас получился договор, что в случае чего я смогу взять паузу в карьере. Так что в Казани я впервые сыграла в какой-то степени случайно.

- Вы говорили, что были готовы к тому, что вам скажут: «Лена, пора». Но, наверное, решение завершить карьеру все равно далось нелегко?
- Если честно, готова была к этому давно, но все равно тяжело. Я понимала, что не сегодня, так завтра, но спортивная карьера подойдет к концу. Мне предлагали контракты, я подписывала, но понимала, что это еще на пару лет, не больше. Я готовила себя к завершению карьеры ни один год, но когда этот момент наступил, стало тяжеловато. Грустно. Все-таки такой этап жизни подошел к концу. Но если бы у меня выбор прожить другую жизнь, поменять что-то, когда мне было 18-20 лет, я бы прошла все заново и ничего не поменяла бы. Я полностью удовлетворена тем, как прошли мои годы в спорте. И, наверное, от этого грустно. Все-таки таких эмоций в обычной жизни нет. Вкус победы, завоеванные медали это все дорогого стоит.

- Волейбольные сны вам часто снятся?
- Бывает такое. Играешь во сне в защите, поднимаешь сложный мяч и дергаешься от этого.

- Зато сейчас будете проводить больше времени с сыном.
- А сын сейчас в интернате «Рубина», так что теперь он постоянно занят. Но, конечно, будем видеться немного больше, чем прежде.

- Расскажите, каково это быть мамой-спортсменкой? Об этой части жизни журналисты вспоминают редко.
- Конечно, это тяжело, особенно когда он был совсем маленьким. Не знал и не понимал, почему мама постоянно в разъездах. Тогда было безумно сложно. А потом он привык, и стало проще. И все-таки мы расстаемся не на месяц, не на год, а на два-три дня. Это еще терпимо. Сразу после декрета было непросто, когда я вернулась в волейбол. Физически тяжеловато было. Я рассчитывала, что получится легче. Работала, тренировалась. А что еще делать?

Хотя бы период, когда мы уехали на сборы на 20 дней, и я сына надолго оставила. Было очень тяжело. Даже плакала по вечерам.

- А почему сын не пошел в волейбол?
- Он еще с двух лет увлекся футболом. Попробовал и понравился. Его очень хотели забрать к себе баскетбольный тренер, четыре года нам звонил и просил отдать в секцию. Я предложила сыну сходить, а вдруг понравится. Но он ни в какую – футбол и только в футбол. В волейбол тоже звали – не хочет. Меня, например, в волейбол привела мама. И меня, и сестру, и братьев. У нас в семье почти все играли.

- Ваша мама после игровой карьеры стала тренером. Вы не думали об этом?
- Думала, и если бы варианты были, может, осталась бы тренером.

- Регина Мороз несколько лет назад уходила в детские тренеры и работала за совсем небольшие деньги. Готовы так рискнуть?
- Я понимаю, что труд детского тренера неблагодарный, но я бы попробовала. Не на всю жизнь, но попробовать могла бы, если бы появился вариант. Я думала об этом. В Казани, например. У меня были варианты продолжить карьеру и в следующем сезоне, но я не могу оставить сына одного, а срывать его с места не хочется. Поэтому я рассматривала только варианты в Казани. Пока их нет.

- А вашей маме тяжело было переходить на тренерскую работу после окончания карьеры?
- Она как-то сразу влилась, так как быть тренером это ее. Дети были от нее в восторге, она выпустила много игроков, которые попали в спортивные интернаты, пробились дальше. И она этим жила. Ей это очень нравилось, хотя зарплата была небольшой. Но это было ее.

- Вас сильно гоняла?
- Сказать, что сильно – не сказать ничего. Я плакала, рыдала иногда. Я была капитаном команды, за все отвечала. После игр и тренировок дети шли домой, а я могла от мамы отгрести дополнительно. Я пыталась уйти от волейбола куда угодно – записывалась на аэробику, на виолончель. Куда угодно, но только не волейбол. Были моменты, когда я хорошо отыграю, бегу к маме и надеюсь, что она меня точно похвалит. А слышала от нее, что тут нужно было лучше, тут я сыграла не так. Сейчас я благодарна маме за это. Уверена, если бы меня в детстве гладили по головке, ничего бы не получилось при моем-то росте. А тогда я убегала с тренировок, придумывала все, чтобы быть подальше от волейбола.

С возрастом это изменилось. Я вытянулась, полюбила волейбол и занималась им с удовольствием. И сейчас благодарна маме за то, что она переборола меня в этом противостоянии, и помогла стать волейболистом.

- А потом, когда вы стали профессиональным игроком, она также обсуждала вашу игру?
- Она все игры смотрела, но не ругала. Могла дать совет, поделиться своим видением, но на таком уровне уже не критиковала.

- Вы же сначала играли связующей. Почему стали либеро?
- Я сначала была нападающей, и мне очень нравилось играть на передней линии. Но мама сказала, что с моим ростом нужно идти либо в связующие, либо заканчивать со спортом. Тоже с силой меня перевели на позицию пасующего, так как мне это сначала не нравилось. А потом я полюбила это – от связующего зависит игра команды, ты разыгрываешь комбинации, можешь обмануть соперника. Это было интересно.

Когда меня перевели в либеро, стало скучно на какое-то время, но когда стало получаться тащить тяжелые мячи, я втянулась. Это очень стимулировало. Кстати, мне повезло, что в волейболе появились либеро, иначе пришлось бы давно закончить.

- Интересно, какие зарплаты были в 90-е годы в волейболе? У вас не было историй с длительными невыплатами, которые в те времена в России случались часто?
- Мне повезло с тем, что я играла в хороших командах. Сначала это был московский клуб МГФСО. Кстати, именно его тренер Леонид Березин перевел меня в либеро, и спасибо ему за это. Деньги, может, небольшие были, но я совсем молодая была.

Потом я перешла в белгородский «Университет», а это была вторая команда страны после «Уралочки». Там все стабильно, хорошая зарплата. Потом были Казань, Москва, Краснодар, где тоже все было стабильно и хорошо. Мне повезло, что я не играла в командах, у которых были большие проблемы с финансами. Если какие-то задержки и были, то потом все компенсировали.

- Вам проще работалось с тренерами-мужчинами или женщинами? Есть ли какая-то принципиальная разница?
- Для меня главное, чтобы тренер был профессиональным и грамотным, а кто он – мужчина или женщина – это не так важно. Ведь от тренера зависит твое здоровье. Он может тебя загнать, и ты закончишь карьеру рано, так что важно, чтобы тренер не просто мячик дал и сказал идти тренироваться. Важно, чтобы он вывел тебя на пик в нужный момент, чтобы правильно нагружал. А какой-то зависимости от того, кто это будет – мужчина или женщина – нет.

- Вспомните самые памятные выезды в карьере?
- Наверное, самые первые заграничные поездки, когда я с МГФСО и «Университетом» побывала во Франции и Испании.Впечатления были потрясающие. Шоппинг тогда интересовал во вторую очередь. Мы с открытыми глазами смотрели на Эйфелеву башню, другие достопримечательности. Все было интересно, все очень красиво. На сегодняшний день моя любимая страна в Европе это Испания. Погода, море, еда. Бывает такое, что приезжаешь в страну и чувствуешь – это твое. Я приезжаю в Испанию и чувствую умиротворение. Не могу объяснить это.

Любимого места там нет, но безумно понравилась Барселона. Но мне в целом в Испании все нравится.

- Кто из тренеров внес самый большой вклад в вашу карьеру?
- Вы знаете, каждый оставил что-то свое. Тому же Березину я благодарна за доверие, за то, что я стала играть либеро, благодаря ему. И в дальнейшем каждый тренер по-своему давал мне что-то.

- Так получилось, что вы пропустили золотой сезон «Динамо», в котором команда выиграла все возможные титулы, а вернулись уже через год. Не обидно?
- Конечно, немного жаль. Но такое случается. Никто после этого в команде не шутил на эту тему. Казань меня хорошо встречала. Обидно, что не выиграла Лигу чемпионов в своей карьере. У меня было два шанса, когда победа уже была в руках. И мы проигрывали финалы… Досадные поражения, очень обидные чувства.

В 2007-м в «Финале четырех» московское «Динамо» с Катей Гамовой, Лесей Махно и Машей Бородаковой играло против итальянок, и мы вели в пятой партии, но проиграли. А второй матч – в 2009-м. Мы опять играли с итальянками, вели 2-1 по партиям и с большим преимуществом проводили четвертый сет. 20:11, кажется. И проиграли. Ужасные воспоминания.

- А какие матчи вспоминаете с положительными эмоциями?
- Все победные. Они все важные, все памятные. Все на эмоциях. Запомнились матчи в Кубке ЕКВ с Краснодаром и Казанью. Мы проигрывали первые игры со счетом 0-3, а потом побеждали в золотых сетах дома. И эти золотые сеты были такими напряженными, что мы были опустошены эмоционально. Это очень запомнилось.

- Олимпиада в Рио. Когда вы поверили, что это случилось в вашей карьере?
- Не верила долго. Пока самолет не сел в Бразилии не могла понять, что это происходит со мной. Это было неожиданно, удивительно и безумно приятно. Наверное, не верю до сих пор, что была там. Что осталось на память? Много сувениров, подарков, воспоминаний. Атмосфера Олимпийской деревни это что-то необъяснимое. Колоссальная энергетика. Саму Бразилию посмотреть не удалось, так как писали, что за пределами деревни было небезопасно, но мне все равно понравилось.

- У вас в инстаграме есть фото с хоккеистом Ильей Ковальчуком, а с кем-то из звезд спорта на Олимпиаде фотографировались?
- С теннисистами и легкоатлетами. К Рафаэлю Надалю подошли и попросили о фото. Желающих было много, но мы выждали момент, и подошли к нему. Я не очень люблю вот так подходить и просить о фото, поэтому у меня их мало. Но там звезда на звезде, энергетика сумасшедшая.

- Катя Гамова говорила, что не скучала по волейболу после того, как завершила карьеру. А вы?
- Пока я ее хорошо понимаю. Не скучаю по игре, хотя не знаю, что будет через год или потом.

- У вас есть какой-то план на ближайшее будущее. Скажем, полгода отдыхать, а потом искать, чем заниматься дальше?
- Я такой человек, который не сидит на месте, а постоянно ищет и хочет учиться. Мне всю жизнь была интересна тема косметологии, SPA-процедур, массажей и подобных вещей. Я пошла учиться на курсы и поняла, что это мое. Занятия проходит весь день, но время пролетает, так как мне очень интересно. Хотелось бы двигаться в этом направлении.

Ближайшие игры

PARI Суперлига, 20 марта 2024, 19:00
Динамо-Ак Барс (Казань) - Енисей (Красноярск)
Казань, Центр волейболаон-лайн