Гилязутдинов: В Казани мне сразу сказали, что цель одна – победы (Фото: Р.Кручинин)
Дата публикации: 4 ноябрь 2019, 15:26
Источник: Пресс-служба Динамо-Казань
Просмотров: 1866
Гилязутдинов: В Казани мне сразу сказали, что цель одна – победы
Главный тренер казанского «Динамо» Ришат Гилязутдинов в юбилейном интервью рассказал о том, как оказался в клубе и каким был его первый сезон в Казани, вспомнил о начале своей карьеры в волейболе и о самом успешном сезоне. 
 
- Ришат Сиразутдинович, в этом году отмечается десятилетие вашей работы в «Динамо». А вы помните, когда впервые получили предложение возглавить казанскую команду?
- К тому моменту я уже ушел из системы «Уралочки» и провел сезон в липецком «Индезите». Команда достаточно неплохо выступила, и вот в один день раздался звонок друга-агента. Он сообщил о возможности поработать в очень амбициозном клубе, но не рассказал о деталях. Сказал, что все будет известно через неделю. Я дал согласие, мне хотелось двигаться вперед, и через несколько дней поступило подтверждение - в суперлиге появится клуб «Динамо-Казань». Тогда я и получил информацию и приглашение на переговоры. Это было летом 2009 года.
 
- Вы сказали про амбиции нового клуба. А уже тогда было известно, что «Динамо-Казань» планировало стать лидером европейского волейбола?
- Сразу, как только я приехал в Казань, мы с директором клуба Сергеем Николаевичем Чернышовым встретились с нашим шефом Асгатом Ахметовичем Сафаровым, и он дал нам понять, что цель только одна - победы. Даже не просто медали, а победы. На тот момент формирование команды проходило с запозданием. Мы сделали, что могли, а уже следующей весной взорвали трансферные бомбы.
 
- Вашей семье легко дался переезд из Липецка в Казань?
- Особых проблем не было. У меня жена провела в Казани один сезон, для меня город был знакомым. Здесь у нас много родственников, мои истоки именно отсюда. Поэтому я был рад, что получу возможность работать на своей исторической родине.
 
- В первом матче под вашим руководством «Динамо» проиграло «Заречью» со счетом 2:3. Хорошо помните ту игру?
- Конечно, помню. У нас была серьезная подготовка к той игре.  Может, соперник нас недооценил, но мы сыграли вязко, не дали «Заречью» разогнаться. Даже вели в счете 2:1, но уступили. Тогда уже было видно, что при правильно построенной плановой работе можно добиваться определенных высот. Потом у нас был провал –  кажется, пять поражений подряд. Но у нас были проблемы с ротацией состава, не хватало центральных игроков, но с течением времени за счет планомерной работы мы стали крепким середнячком.
 
- В первом раунде плей-офф вы тоже сыграли с «Заречьем» и уступили в трех матчах. Это был потолок того «Динамо-Казань»?
- Да, потрепали нервы сильному «Заречью». Мы могли бы лучше выступить в предварительном этапе, чтобы не попасть на Одинцово в первом раунде. Но на тот момент в серии с «Заречьем» это был наш потолок.
 
- Во время серии поражений у вас были сомнения в том, что вы все делаете правильно?
- У руководства сомнения были, у меня - нет. В Липецке у меня была идентичная ситуация. После моего прихода из «Уралочки» мы проиграли восемь матчей подряд, но затем выиграли 11. Мне было понятно, что такое возможно и в Казани. Все упиралось только в одно - хорошую планомерную работу. 
 
- На ковер вас не вызывали?
- Нет. Понятно, что ожидания руководства были другими, но спасибо им за то, что перетерпели. Потом мы показали, что можем хорошо работать и давать результат.
 
***
 
- Вы говорили, что хорошо знали Екатерину Гамову, Марию Бородакову и других звездных новичков «Динамо» перед вторым сезоном в клубе. А было что-то, чем они вас удивили?
- Интересный момент был. Когда в 2009-м мы чуть запоздали селекцией, «Динамо» сыграло неплохо, но когда появились Катя Гамова, Маша Бородакова, Таня Кошелева, Катя Кабешова, Ольга Чуканова, изменилась чистота тренировочного процесса. Если до этого мне приходилось уделять много внимания устранению «грязи», технических ошибок, то здесь на это не нужно было обращать внимание. Это были мастера, которые подняли чистоту работы на тренировке в разы. Этот как переход от молодежи к более старшим игрокам. Это сразу чувствуется.
 
- Во втором сезоне с вами  «Динамо» выиграло Кубок и чемпионат страны. После победы в Кубке стало психологически попроще?
- Кубок мы выиграли достаточно легко - кажется, в финале победили краснодарское «Динамо», а чемпионат сложился тяжелее. Играли с московским «Динамо», серия была напряженной.
 
- Вспомните, какая была атмосфера в команде перед победным «Финалом четырех» Лиги чемпионов-2014?
- Мы были очень напряжены. У нас было окно в чемпионате, мы хорошо подготовились, но перед вылетом в Баку на завтраке в аэропорту была зловещая тишина. Все понимали, что это наша вторая попытка, что мы в хорошем состоянии, и у нас есть шансы. Перед финалом у нас была легкая тренировка в зале, а потом выяснилось, что куда-то исчезли все ключи. У нас каждая секунда была расписана, а мы не могли найти ключи полчаса. Всех подняли на уши, чуть друг друга не съели, а потом Антонелла Дель Коре вытащила их из своего кармана. Она их специально спрятала - такая эмоциональная разрядка. Антонелла - молодец в этом плане. У нее уже было три победы в Лиге чемпионов, и она знала, что делать перед серьезными матчами.
 
- Клубный чемпионат мира был в конце сезона. Как вытянули этот турнир?
- Предварительный этап сложился легко, причем во второй игре мы выставили второй состав. А в плей-офф включились наши супер профессионалы - 3:0 и 3:0. Но это все равно был большой труд. Помню, как в финале мы вели 2:0 и шла третья партия, в которой соперник стал чуть-чуть к нам приближаться. Девчонки стали немного нервничать, и в этот момент Катя Гамова успокоила команду. Все получилось хорошо.
 
***
 
- Есть большая разница между командой звезд и звездной командой. Как вы набираете игроков, чтобы в коллективе были нужные отношения, правильная «химия»?
- Во-первых, не я один создаю климат в команде. Это делают и игроки, и стафф, который мне помогает. Но вы правы, что в большей степени мы обращали внимание не только на спортивные достижения игроков, но и на то насколько человек адаптирован к нагрузкам, как он их переносит. Со многими девочками, которые перешли в «Динамо», я был знаком еще по сборной России или по другой работе, они знали, какие у меня требования. А когда есть идентичные взгляды на развитие, то решать задачи не так сложно. Сюда приходили люди, которые хотели достигать высот.
 
- В вашем распоряжении были самые разные легионеры - от Джордан Ларсон до Мэгуми Курихары. Тяжело было донести до иностранок ваши тренерские идеи?
- Начнем с Джо - Джордан Ларсон. Впервые мы встретились на этапе Гран-при в 2009 году, и я увидел, что она очень перспективный молодой игрок. Ларсон проводила первый или второй сезон в сборной США. Мы позвали ее, она приехала, и никаких проблем с адаптацией не было. Она профессионал, это было доказано ее результатами и победой. Потом назвал бы Антонеллу Дель Коре - это тоже суперпрофессионал. Таких мало. Она стала последним элементом для нашего пазла. Антонелла цементировала всю нашу игру в обороне и очень сильно помогала Джо. Если говорить в целом, то проблем в общении с легионерами не возникало никогда. Любой игрок, который приходил в «Динамо», был открыт для общения. Все было позитивно, и игрок был готов и знал, что от него будут требовать.
 
- Главный тренер «Зенит-Казань» Владимир Алекно часто напоминает, что, несмотря на звездный состав, отличные условия, играть без права на ошибку психологически непросто, и не каждый с этим справляется. Как вы выдерживаете это давление?
- Я его хорошо понимаю - мы в этой шкуре вместе уже десять лет. Как справляюсь? Есть цели и задачи, которые я ставлю сам перед собой, перед командой и клубом. Это нормальная ситуация. Я уже говорил, что зачем заниматься спортом, если не стоит задача побеждать? Это заложено внутри спортсмена. Понятно, что из года в год делать это тяжело. Нужно выходить на определенный уровень, потом его подтверждать, и это тяжелая работа. Но если ты хочешь добиться результата, ты обязан это делать. Потом, скажу, что это моя любимая работа. Я люблю этим заниматься. Люблю давление, меня это в какой-то степени подстегивает. И девочки, которые здесь собираются, понимают, что от них требуют, какие стоят задачи. Они здесь появляются не просто так - все, кто здесь оказывался, соответствовал нашим требованиям. А наша цель - это победы.
 
- Был период, когда вы хотели оставить работу в «Динамо», взять паузу в тренерской карьере и попробовать что-то новое. Почему вы тогда остались?
- Было-было. И это каждый сезон случается. После каждого сезона говоришь себе - так, пора заканчивать или нужно отдохнуть.
 
- Это усталость или просто хочется новый вызов?
- Усталость тоже накапливается, и все-таки хочется развития. Если стоять на месте, тебя обгонят, и обгонят достаточно быстро. Может, сменить условия, поработать с кем-то из великих современных тренеров. Обмен опытом это очень полезно и интересно. Я благодарен своим учителям Николаю Васильевичу Карполю и Владимиру Ивановичу Кузюткину. Я взял у них очень многое, и хотя они не считали на тот момент, может быть, меня учеником, но мне было очень важно посмотреть, как работаю люди, система, как ведутся многие вещи. Потому уже на основе этих знаний можно формировать свою работу. При этом развиваться нужно самому - глупо просто копировать чужое. Это не совсем правильный путь. Чем больше ты видишь, чем больше общаешься с грамотными специалистами, тем больше развиваешься. У меня в большей степени было желание именно развиваться. Может, посещать какие-то американские семинары, поработать с кем-то из успешных тренеров или даже перейти в мужскую команду. Это все-таки немного другая тема. 
 
- А с кем из современных тренеров вы бы хотели поработать?
- Мы проводили параллели после нашего золотого сезона-2013/14 с Джованни Гвидетти. Он мой хороший знакомый. Планировались совместные сборы, но график сборных команд был очень тяжелым, и когда начинал работу клуб, в национальной команде наступали самые важные времена. Но я от себя этот момент не отпускаю. Я и в этом году пытался попасть на подготовку одной из ведущих команд, но график очень тяжелый летом. Это и Лига наций, и отбор на Олимпиаду. Тренировочного времени у команд было мало, в основном все занимались играми, а это дает меньше информации.
 
- Со стороны кажется, что в последние годы вы более эмоционально ведете игру «Динамо-Казань», больше подсказываете во время матча. Согласны с этим?
- Так и есть. Скажем, когда я начинал работу с «Динамо», уровень игроков был не просто высоким – они были супер профессионалами. И говорить о какой-то мотивации не приходилось. Девчонки сами все понимали. Единственное, что нужно было вносить коррективы, учитывая нюансы. Сейчас я применяю  методику, как я ее называю, «щипок сверху-снизу». Иногда игрока нужно «щипнуть снизу», чтобы он в себя пришел, понял, что ему нужно выполнять задание, либо сверху - это уже поощрение. Поощрение это нормально, это правильно. Если игрок что-то делает неправильно, нужна коррекция. Если он не понимает или не задумывается о том, что это неправильно, нужно дать ему это понять.
 
- Тренеру в женской команде приходится быть еще и психологом, чтобы понимать, на кого критика действует положительно, а кого может «закопать». Или у вас все равны?
- Все игроки разные, но сильно быть психологом, чтобы разбираться в характерах, не нужно. Это и так прекрасно видно. Важно найти подход.
 
***
 
- А кто привел вас в волейбол?
- Мой брат начал заниматься волейболом в девятом классе. Он у меня мастер спорта международного класса по СССР. Он играл на очень хорошем уровне, в высшей лиге «А» за «Дорожник» из Алма-Аты. Я в тот момент занимался плаванием, но он привел меня в волейбол. Я попал к его детскому тренеру и стал развиваться дальше.
 
- Волейбол вас сразу зацепил?
- Очень многое зависит от детского тренера, и меня волейбол зацепил сразу. Я даже плавание бросил.
 
- Вы доросли до сборной Казахстана. Расскажите немного об этом.
- На тот момент уже произошел развал Союза, Казахстан играл в Азии. В крупных турнирах я практически не участвовал, так как закончил достаточно быстро. Я начинал связующим, но когда попал в основную команду, там игроков этого амплуа оказалось слишком много, и я переквалифицировался в доигровщика.
 
- Вам тяжело дался переход от игрока к тренеру, и почему вы вообще решились на эту работу?
- На тот момент я прожил со своей супругой уже год, и нам пришло предложение от женской команды из Липецка. Костяк сборной Казахстана позвали играть в Россию. Я в тот момент играл за мужскую команду, но времена были тяжелыми, и когда мне предложили роль помощника тренера в Липецке, нас оно устроило. Если бы мы с супругой продолжали нашу игровую деятельность, то оказались бы в разных точках земного шара. Например, у супруги был контракт в Германии. 
 
- Сразу поняли, что тренерская работа это ваше?
- А я тогда еще не понимал, что хочу быть тренером. Через два месяца после переезда в Липецк я поехал в Воронеж на просмотр в местную команду. Я нашел клуб, поговорил с тренером, но меня не впечатлил разговор и решил не искать добра от добра. Вернулся в Липецк и остался помощником тренера. С 1996-й по 2000-й я стал вспоминать, что давали мне наши тренеры, применять это в своей работе в клубе, систематизировать. Получилось так, что я проводил подготовку команды короткими промежутками. 
 
- Был ли период, когда вы могли оставить волейбол? Уйти в бизнес, например.
- Было, конечно, было. В начале пути. Условия в стране отличались. Сейчас есть шикарные условия для проведения соревнований в суперлиге, а тогда даже в суперлиге не всегда они были. Можно вспомнить много историй. Вот и думал о том, чтобы попробовать какой-то другой вид деятельности.
 
- У вас были курьезные случаи, связанные с тем, что вы работали именно в женских командах?
- Когда я подписывал контракт с «Уралочкой», мы быстро оформили документы, и Николай Васильевич взял меня с собой на тренировку. А в зале Екатерина Гамова, Любовь Соколова, Мария Шешенина, Елена Василевская… В общем, наша национальная сборная, звезды, которые добивались сумасшедших результатов. Карполь представил меня, как нового тренера, сказал, что я проведу тренировку, и ушел. Вот это было интересно. Нужно было начинать взаимодействие, проводить какую-то работу. Хорошо, что у меня хватило ума сказать: «Девочки, прошу прощения. Я не знаю нюансов вашей тренировки. Я проведу разминку, а если будут более важные моменты, вы будете мне об этом говорить». Слава богу, что все с этим согласились.
 
***
 
- О чем мечтаете в свой день рождения? 
- Мечта есть. Всем нам хочется вернуть «Динамо» на лидирующие позиции в чемпионате России и Европе. Наш клуб не утратил амбиций. Мы понимаем, как развиваться дальше и уделяем большое внимание молодежному составу. Нужно растить молодежь. И работа, которая была сделана в Школе Гамовой, приносит плоды. Сейчас молодые игроки уже в составе «Динамо» и, надеюсь, со временем они окажутся в национальной команде. Все будет зависеть от их работы.

Ближайшие игры

PARI Суперлига, 31 марта 2024, 16:30
Тулица (Тульская обл.) - Динамо-Ак Барс (Казань)
Тула, СК Тула-Аренаон-лайн