Президент ВК «Губернский»: «Воронежский волейбол складывается в единый пазл»

, Воронеж, текст — , фото — Андрей Архипов
  • 7450
Президент ВК «Губернский»: «Воронежский волейбол складывается в единый пазл» Президент ВК «Губернский»: «Воронежский волейбол складывается в единый пазл»
Игорь Балашев рассказал, как команды справляются с финансовым кризисом.

Воронежские команды будут выступать в Высшей лиге А с костяком из местных воспитанников, заявил президент волейбольного клуба «Губернский» Игорь Балашев в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» в четверг, 7 декабря. В программном интервью специалист рассказал, как в регионе выстроена подготовка молодых волейболистов, каковы цели женской команды «Воронеж» и мужской команды «Кристалл». Также президент объяснил, как клуб выживает без бюджетных денег.

«Мы сможем притормозить отток местных игроков»

– Оцените стартовый отрезок сезона в исполнении обеих команд.

– С женской командой все понятно – это тернистый и сложный путь, который когда-то было необходимо начинать. Нас там бьют, да. Но есть моменты, которые показывают, что мы на верном пути. Против «Северянки» мы смотрелись не боксерской грушей, мы выиграли первую партию – и как! Я получил такой кайф, что словами не передать. В девчонок били со страшной силой, а они стояли и принимали мячи, как мастера. Я смотрел матч с комиссаром всероссийской федерации волейбола, менеджером сборной страны. Он мне сказал, что давно такого удовольствия не получал. А парни идут по хорошему графику. У них стоит задача попасть в четверку лучших команд. Первые четыре команды нашей зоны «Запад» и две лучшие из зоны «Восток» попадут в финал, где будет разыграна путевка в Высшую лигу А. И эти финальные матчи будут огромной школой для нашей команды в любом случае. Мы активно используем воронежских воспитанников 1999 и 2000 годов рождения. В «Кристалле» воронежских игроков – 98%. То есть приезжих буквально двое. И они сами попросились к нам. Почему? Знающие люди видят тенденцию – никто после воронежских команд не уходит в клубы ниже уровнем. Все поднимаются – у нас отличная площадка для роста. У девушек такая же картина.

_KIR0349.jpg
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Что изменилось в «Кристалле» с вылетом в Высшую лигу Б?

– Пять-шесть лучших команд Высшей лиги А не отличаются по уровню от тех клубов, которые занимают 8-12 места в Суперлиге. Главное отличие – в маркетинге и информационной «обертке». А лучшие клубы Высшей лиги Б спокойно могут выступать на дивизион выше. Поэтому мы и пробиваемся в финальный этап «вышки Б», этот уровень необходимо прочувствовать. Бюджет в этом дивизионе у нас уменьшился – экономия на разъездах, да и вообще содержание команды обходится дешевле. В штате клуба «Губернский» и федерации волейбола три человека: я, бухгалтер и делопроизводитель. Потому что работники клуба, которые не выходят на площадку, – это тоже очень важно. Мы единомышленники.

– А получилось ли сэкономить с помощью ухода женской команды из Суперлиги? В Высшей лиге А ведь перелетов едва ли не больше, есть выезды во Владивосток, на Сахалин.

– Вопрос не в перелетах, а в игроках в первую очередь. Потому что волейболистки и их агенты озвучивали свои пожелания по зарплате, и мы тут же понимали, что не потянем. А плодить долги не хочется. Помимо зарплат были и другие непростые аспекты, которые можно назвать организационными. Нужно обеспечивать оперативный видеопросмотр – а это тоже финансовая составляющая. Выдерживать формат Суперлиги было бы очень сложно. А после того сезона волейболистки приходили и говорили, какие у них есть предложения от других клубов. Мы не могли тягаться с этими командами в финансовом плане. И в то же время мы поняли, что подоспели собственные воспитанницы, которые не сумеют конкурировать с игроками уровня Суперлиги. А вот провести сезон в Высшей лиге А, набраться опыта – вполне. Тем более что перспективных воронежских игроков все время выхватывают в другие регионы. Недавно парень из Тепличного, Максим Сапожков, стал вторым на юношеском чемпионате мира. Он в новосибирском «Локомотиве».

– Таких примеров наверняка больше.

– Еще можно вспомнить Ольгу Зубареву, которая играла за «Воронеж» в молодежной лиге. Она выиграла чемпионат Европы среди девушек не старше 1998 года рождения. Марина Тушова, которая сейчас играет в Челябинске, – третий наш человек, выступающий на серьезном уровне. А еще девочка 2002 года рождения, Елизавета Попова, стала серебряным призером чемпионата Европы, она в Казани. Это показатель того, что таланты есть, что спортшколы работают. И управление спорта региона нам помогает выстроить все это в единую систему. Поэтому, когда говорят, мол, воронежский спорт разваливается, я понимаю, что это слова дилетантов. Именно для этого и важно наигрывать своих волейболистов, воронежских – так мы сможем если не остановить, то притормозить отток. Потому что родители могут не решиться отправить детей, например, в Новосибирск – пусть лучше играют в родном городе и видят маму не по праздникам, а каждый день. Другое дело, что мы вырастим игрока – а его родителям предложат перевезти ребенка в другой город, объяснят, что подведут его к сборной страны. Как на это повлиять?

Балашов Игорь_12.JPG
Фото – Андрей Архипов

– В чем суть системы, о которой вы говорите?

– Все начинается с инфраструктуры. В городе есть нехватка залов, да, но это поправимо. Здорово, что почти в каждом муниципальном районе дети имеют возможность заниматься нашим видом спорта. Строятся ФОКи, в которых есть хорошие современные залы. Плоды уже видны: в сборной области, которая пробилась недавно в финал первенства страны, играют двое парней из Лисок. Школы работают хорошо – на первенстве области Калач и Лиски временами играют с воронежскими ребятами на равных. И видны дети, которые готовы пахать, потому что для некоторых спорт – это единственный доступный социальный лифт. Правительством области проделана колоссальная работа. Дети охотно идут заниматься волейболом. В чемпионате области 12 мужских и 10 женских команд – это хорошие показатели. И это не как в других видах спорта, где на областных и городских турнирах играют взрослые мужики, которым за 30. У нас в волейболе это площадка для молодежи. Все любительские соревнования очень важны, потому что это низ пирамиды, которая замыкается на профессиональных командах. Молодежь должна проводить минимум 30 матчей за сезон – иначе ни о каком прогрессе не может идти речи. Перед командами всех возрастов мы ставим задачу пробиться в финалы первенства – это ведь смотр самых перспективных игроков страны. Неслучайно агенты и тренеры всегда присутствуют на трибунах во время финальных турниров. Если брать последние два года, мы выполняем данную задачу на 90%. И это при том что на этапе ЦФО мы конкурируем с Москвой, Московской областью, а в мужских соревнованиях еще и с Белгородом, где волейбол является стратегически важным видом спорта.

– Чемпионат области ведь не проводился на протяжении некоторого времени.

– Да, мы возродили в 2009 году эти важные соревнования. Из таких областных команд сборная региона получается. Мы знакомимся с родителями детей, устанавливаем доверительные отношения. Потому что девятый-десятый класс – особенное время. Все решают, продолжать ли заниматься спортом или сосредоточиться на учебе. В этот период перспективные спортсмены часто сворачивают не туда. Ребята, которые выигрывали молодежные первенства и спартакиады, сегодня во взрослой команде. Это и есть показатель эффективности. Когда в Воронеже проходил абсолютный чемпионат по борьбе, мужская команда тренировалась в спорткомплексе «Кристалл». Дети пришли посмотреть на здоровенных дядь, они следили за их действиями во все глаза. И тут я понимаю, что большая часть этой взрослой команды еще два года назад была на месте этих детей – я такой драйв ощутил! Понимаете, можно строить небоскреб со стеклянными стенами высотой в 200 этажей. А можно строить город.

«Деньгами можно подкреплять дело, но не завязывать его с нуля»

DEM_4376.jpg
Фото – Роман Демьяненко (из архива)

– Но воронежские игроки – не панацея. В хоккейном «Буране», к примеру, у тренерского штаба есть вопросы к местным игрокам. Один из крайних нападающих за 12 матчей провел единственный силовой прием – разве это предельная самоотдача?

– Так мы и не говорим о некой догме. С теми, кто не хочет играть, нужно расставаться. Вне зависимости от того, воронежский это игрок или нет. В наших профессиональных командах сейчас все предельно мотивированы. Потому что вся система подготовки нацелена на то, чтобы находить голодных на успех спортсменов, патриотов. Конечно, легче привезти парня из Москвы или Казани, положить ему приличную зарплату. Но что делать, если деньги кончатся? В Белгород привозят немцев, румынов, казахов. Удачи им, но мы идем другим путем. Волейбол Воронежской области – пазл, который собирается долго и кропотливо. Но цельная картинка уже видна. Нужно мыслить стратегически, а не решать сиюминутные задачи. И сейчас нашу федерацию волейбола ставят в пример другим видам спорта. Когда тренер Ольга Турищева привезла свою команду с межрегиональных соревнований, она сказала мне: «Когда звучит название нашего региона, у них глаза становятся как у роботов. Они не щадят ни себя, ни соперника. Могут проигрывать в росте соперникам, но не могут – в самоотдаче, желании победить».

– Но могут ли вырасти спортсмены с психологией победителей, если они будут постоянно проигрывать? «Воронеж» выиграл одну партию в первых восьми турах.

– В Высшей лиге А девочек переигрывают на мастерстве, физических кондициях. Потому что в нашей команде еще не тетки, они пока девочки. Против них – мастера спорта, некоторые в Суперлиге раньше выступали. Поэтому мы и повезли команду на матчи первой лиги – они там уже совсем иначе на площадку выходили. С мужчинами вся система отбора уже налажена, иногородних ребят смогли заменить местными без большой потери качества. С женщинами немного хуже. Но мы это исправим. Девушек, по сути, мы сейчас бросили в воду, чтобы они научились плавать. Это может выглядеть жестко, но это эффективно. Дайте нам два года – вы увидите всходы. Тем более что когда-нибудь к нам вернутся Светлана Суховерхова, Ирина Аллилуева и Наталья Фролова, которые выступают за более состоятельные клубы. Это нормально – век игрока короток, к сожалению. Но эти девушки сами просят нас не отдавать никому их лицензии, что очень приятно – они не забывают о родном городе.

– Но болельщики боятся, что вы просто аккуратно спроваживаете женскую команду в Высшую лигу Б.

– Команда с последнего места в нынешнем сезоне не отправляется напрямую в более низкий по уровню дивизион. Будет переигровочный этап. И девушки растут по ходу чемпионата, если они завоюют свое место в Высшей лиге А – никто искусственно не будет их понижать в классе. Не могу говорить за наших попечителей, но уверен, что никто не отвернется от команды. Потому что все видят, кто играет – воронежские девчата. Иногородние волейболистки, столкнувшись с задержками по зарплате, могли где-то недорабатывать. Местные совсем иначе мотивированы. А для нас самое главное – определиться, на каких людей нам нужно делать ставку в дальнейшем. То, что происходит со всем нашим волейболом, – это некая перезагрузка. Это важно и для роста наших воронежских тренеров. В наших командах работают местные специалисты, это принципиальный вопрос для нас. Дело в том, что это создает особый фон для всей той симпатичной каши под названием «воронежский волейбол», которая варится в спортзалах региона. Специалисты учатся и повышают свою квалификацию, работая с профессиональными командами. А их пример мотивирует детских тренеров – многие мечтают со временем перейти на уровень взрослых команд. Мне именно для этого и хочется работать. Потому что деньги не могут тебя питать и двигать вперед, глаза горят не от них, а от энтузиазма, кайфа. Деньгами можно подкреплять дело, но не завязывать его с нуля. Тем более что нас спонсируют частные инвесторы, а не региональный бюджет. Они сразу видят, чем мы тут занимаемся. Вы можете удивиться, но спонсоры помогают вне зависимости от дивизиона, в котором выступает команда. Они не по лиге судят, а по качеству твоей работы. Мы не хотим, чтобы наши команды были обузой. Это улица с двусторонним движением. Нам помогают воронежские строительные компании: ДСК, ВМУ-2, инвестиционная компания «СТЭЛ», группа компаний Хамина и некоторые другие наши партнеры. Всю эту работу контролирует правительство Воронежской области и созданный совет по содействию в развитии клуба «Губернский». И это реальная каждодневная работа.

DEM_3569.jpg
Фото – Роман Демьяненко (из архива)

– Подход однозначно правильный. Однако это напоминает некую работу над ошибками. Потому что все это можно было делать раньше. Но в нулевые и до 2015 года государственные деньги вкладывались в содержание команд разных видов спорта, почти целиком состоящих из иногородних игроков. Если бы тогда средства вкладывались в инфраструктуру, сейчас «Факел» не тренировался бы на грязи, да и волейбольных залов было бы больше. Регион упустил и время, и деньги. И теперь болельщики расстраиваются, видя снижение результатов и в то же время проблемы с инфраструктурой.

– Это проблема всероссийского масштаба. Однако все для развития волейбола у нас есть. В городе залов маловато, но это решаемые проблемы. К примеру, женской команде помогает ВГЛТУ, предоставляет место для тренировок и вообще оказывает поддержку. То есть мы постоянно прирастаем залами и другими вещами, но главное – людьми. А тогда, годы назад, мы словно замыкались на главных командах, немного упуская из виду детско-юношеский спорт. Хотя ему внимание даже более важно, чем деньги. Потому что молодежь нужно вести, буквально за руку держать. И из сотни юношей и девушек отбирать 20-30 лучших. Болельщиков же понять можно. Однако потерпите, и подъем обязательно будет. Может быть, когда-нибудь  бюджетные деньги снова вернутся в клубы, пусть и в небольшом размере. Возможно, экономическая ситуация наладится, и государственные средства будут идти, условно говоря, на питание спортсменов. Но это не значит, что, пока всего этого нет, нужно бросить работу. Нужно делать максимум в существующих условиях. И вообще утром должны быть стулья, а вечером – деньги. Так правильнее.

– Какова цель всей вашей системы и клуба «Губернский»? И какой команде, женской или мужской, отдается приоритет?

– Я считаю, что программа-минимум в том, что наш регион должен быть представлен мужской и женской командами в Высшей лиге А, при этом костяк обеих команд должны составлять местные игроки. Таковы наши минимальные притязания, подчеркну. А женская и мужская команды для меня равны. Здорово, что они конкурируют друг с другом, ревностно относятся к успехам. Говорят, мужчины у нас в приоритете? Забавно, но, когда «Воронеж» играл в Суперлиге, мужчины жаловались на то же самое. И спросить меня, какая из команд для меня важнее, это как поинтересоваться, кого я больше люблю, маму или папу.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: