СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!

Продолжение, часть 4-я

СУПЕРСЕЗОН!

– Как произошло ваше возвращение в Краснодар после начала сезона 2015/16 в Заречье?

– В то время финансовая ситуация в «Заречье», где я отыграла первые 5 туров, была плачевной. Как-то после игры, Вадим Анатольевич Панков сказал нам – игрокам, которые поопытнее в команде, семейным: «У меня есть информация, что спонсора на сезон у нас не будет, поэтому, не буду против, если вы подыщете себе подходящие команды, пока ещё окно переходов открыто.» Мы и так зарабатывали там небольшие деньги, я снимала квартиру, и вообще без зарплаты – долго было не протянуть. Позвонила мужу, и мы решили: мне надо возвращаться в Краснодар. Получится там вариант какой-то – буду играть, а нет, так нет, зато буду вместе с семьей. А вскоре и краснодарский вариант возник в разговоре с Федором Кузиным – мужем Тани Кошелевой. Он мне сказал: «Фабиолы не будет, у нас осталась одна связка, я переговорю насчет тебя с Андреем Игоревичем Макаровым». Ещё через какое-то время позвонил Андрей Игоревич: «Света, мы будем рады тебя видеть в нашей команде».

– Экстренное возвращение в «Динамо» в 2015-м прошло на условиях снижения суммы контракта, который был у вас в сезоне 2012/13?

– Сумма контракта была ниже, но не намного.

– У вас тогда уже была квартира в Краснодаре?

– Нет, Олег с Ариной и моей мамой жили на съемной. Так что для меня краснодарский вариант был пределом мечтаний! В середине ноября я приехала счастливая: вернулась в Краснодар, да ещё в дрим-тим с Любой Соколовой, Таней Кошелевой, Светой Крючковой… Да и тренерский состав: Константин Ушаков: такой знаменитый в прошлом игрок и очень перспективный тренер, хоть и не работала под его началом, но слышала много хорошего. Я совершенно счастливая приходила на тренировки, а девчонки вокруг – в полной печали: «Нам тут деньги уже много месяцев не платят, а ты – вся светишься?» Угнетало всех: денег не платят, а результат требуют.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #1

К декабрю задержка зарплаты игрокам «Динамо» превышала полгода, но во время игры девушки забывали об этом

– Первый успех того сезона – Кубок России-2015. Расскажите, как при таких финансовых проблемах удалось завоевать его?

– В кубковых матчах я начала свой новый краснодарский сезон. Но вот, правда, когда ты – игрок до мозга костей, то выходишь на площадку и все мысли, не относящиеся к игре уходят. Ты забываешь всё: бытовые, финансовые, личные проблемы. Тобой движет только это: надо выиграть, ты можешь это сделать! Вот когда я своими глазами увидела профессиональное величие Любы Соколовой! Это – настоящая легенда! Даже когда она просто стоит рядом с тобой на площадке, от неё исходит колоссальная энергетика. Она подскажет, как позже Наташе Малых в финале с «Галатасараем», да и не только ей. Она может тебя взбодрить. Она может всю игру быть незаметной, но в критический момент – поднять сумасшедший мяч в защите и повернуть этим игру. Забить не сильно, до пола, а накатить, куда никто не ждет. А надо, так и с треском вколотит в площадку! Это чисто профессиональное чутье ситуации, пришедшее к Любе давно, и которым она щедро делится с партнерами, не жалея соперников. И в начале декабря 2015-го мы выиграли финал Кубка России у Казани!

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #2

Капитан «Динамо» - Любовь Соколова вела за собой подруг в сезоне 2015/16 от успеха к успеху

– И при этом у Любы ведь были огромные проблемы со стопами. Часто бросалось в глаза, как тяжело она идет после игры…

– На выезде в гостиницах я жила в одном номере с Любой. И каждое утро, просыпаясь в номере, видела, как тяжело она шла умываться. Так же мучилась, по дороге на завтрак. Ей нужно было какое-то время, чтобы просто расходиться, размяться. Но, как же она преображалась на площадке, особенно в трудный для команды момент! Вот это и есть наивысший профессионализм легендарной Любови Соколовой.

– Люба тренировалась в щадящем режиме?

– Да, конечно. В этом плане Константин Анатольевич всегда прислушивался к рекомендациям доктора и обращениям игрока с жалобой на определенные проблемы. В подобных случаях всегда давал возможность отдохнуть. И у Любы был щадящий режим. Все знали: в нужный момент Люба соберется и выдаст свой уровень!

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #3

Подруги Любы тоже сделали всё для кубковой победы

– Выигрыш Кубка России руководство клуба отметило торжественно?

– Не было никакого торжества. На тот момент у нас руководителем был уже Симоненко Борис Витальевич. А он всегда дистанцировался от игроков. Очень как-то странно себя вёл. Я не знаю, может он никогда не работал с командами? Ну, с женскими командами, уж наверняка никогда не работал. Может поэтому, ему было тяжело понять: нас женщин, часто, достаточно утешить добрым словом. Успокоить, попросить потерпеть. А мы его видели в команде всего один или два раза. И когда мы выиграли Кубок, никто не пришел нас поздравить ни после финала, не было никакого чествования и в Краснодаре. Мы сами собрались и отметили.

– Но ведь был еще президент клуба – Сергей Кучерук, который в этой должности добрый десяток лет, своего рода – хранитель традиций клуба?

– Не было и от него поздравлений.

– На прямом контакте с командой был только ее генменеджер – Андрей Макаров?

– Да, тогда у Макарова была такая роль: уговаривать девчонок перед каждой тренировкой. Он не заставлял, а уговаривал, чтобы мы приходили и тренировались. Андрей Игоревич, постоянно говорил: надо потерпеть, мы должны терпеть! В то время и ему тоже было очень тяжело. И мы терпели, работали на свое имя. Было очень тяжелое время, но девчонки понимали: все в одной упряжке, никуда не денешься, надо работать. Потом все-таки и финансовая проблема решилась. Все были счастливы, всё было здорово!

– Говорят, не всем заплатили бонусы за выигрыш Кубков России и Кубков ЕКВ. С вами – рассчитались?

– Да, клуб со мной рассчитался полностью, как с действующим игроком. Мне не пришлось ходить для этого по судам, как девочкам и мальчикам, покинувшим клуб.

– В сезоне 2015/16 первой связкой была Ирина Филиштинская, вы – второй. Но не пассивно-второй, а нередко выходили на площадку, помогая команде?

– Да, я тогда регулярно выходила на замену.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #4

В сезоне 2015/16 Светлана не была первой связкой отличной команды, но активно помогала подругам и на тренировках, и в матчах

– В 2007-м своим наивысшим достижением вы считали балаковскую бронзу чемпионата России-2005, а по завершении карьеры какой из сезонов считаете самым успешным?

– Лучший сезон? (задумчиво) Наверное, сезон 2015/16 в Краснодаре, когда мы выиграли Кубок России, Кубок ЕКВ и бронзу чемпионата России. По титулам это был лучший сезон моей карьеры. Хотя я не была первой связкой отличной команды, но помогала клубу в этих достижениях, чем только могла и на тренировках, и выходя на площадку. Это был суперсезон!

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #5

Кубок ЕКВ-2016 взят кубаночками в сложнейшем финале с «Галатасараем»! Радость победителей

СЕЗОН ВНЕ ИГРЫ

– По завершении триумфального сезона 2015/16 команду покинуло 9 ведущих игроков, в их числе и Филиштинская. Казалось, кому, как не вам стать основной пасующей?

– Я получила травму на предсезонном сборе. Восстанавливалась после нее месяца три. На Кубок поехала, но играть ещё не могла. Основной связкой была 19-летняя Катя Синицына. Начался чемпионат, я набирала форму, но не играла, хотя в середине ноября была уже в порядке. И я потеряла игровой ритм, не имея возможности постепенного входа в состав.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #6

Сложно вернуться в игровой ритм без практики

– И в это время в команде появляется не имеющая ни опыта, ни игровой практики 20-летняя Светлана Сербина, которая летом перешла из многолетнего резерва «Енисея» в «Протон», а в ноябре транзитом появилась в Краснодаре. Вы почувствовали недоброе?

– Я, честно говоря, ничего уже не понимала. И в состоянии полного недоумения нахожусь до сих пор: почему ко мне было такое отношение руководителей клуба, тренеров? Почему у них вдруг возникло такое недоверие ко мне? Приехала Света Сербина, и команда стала тренироваться с 3-мя связками, что очень неудобно. Три связки на тренировке – это значит: одна из них – тренируется сама по себе, по сути – простаивает. И простаивала, в основном, я.

– Из-за этого вы в декабре и из заявки команды на игры пропали?

– Дошло до того, что однажды мне Макаров сказал, что я должна тренироваться с молодежной командой. Я – к Константину Анатольевичу, а он мне: «Решение принято коллегиально всем тренерским штабом». Для меня это был очень тяжелый период. В молодежной команде поначалу вообще не понимала, что я здесь делаю? Ведь там был волейбол совершенно другого – детского уровня. Я постаралась переключиться. Стало меньше выездов – больше времени для семьи. Морально и психологически я заставила себя отпустить ситуацию: поскольку сама уже ничего поменять не могла.

– В чем заключалась ваша роль в молодежке?

– Я работала, тренировалась. Спасибо большое молодежной команде, её тренерам, их поддержке. Они тоже недоумевали: «Не понимаем, почему тебя не ставят? Ты же можешь им помочь. В чем конфликт?». Недоумевали и были благодарны за мою помощь их команде, говорили, что в тяжелый период я не опускала рук, не демонстрировала пренебрежения к девочкам, а работала от души. У меня действительно отношение было таким: пришла работать, неважно: в молодежку, не молодежку – должна работать на совесть. Это во мне заложено с детства. Как я могла не упасть за уходящим мячом, когда рядом стоит юная девочка и учится у меня? Как я могу проиграть мяч или не отдать пас, даже если мне после такой доводки приходится пасовать в погоне за мячом или чуть ли не с пола? Ведь я – пример для всех рядом стоящих.

– В конце декабря у Кати Синицыной возникли проблемы со здоровьем. Вас ведь возвращали в команду?

– Да, и мне было тяжело вернуться обратно, когда в конце декабря позвонили и сказали: Катя Синицына получила травму, возвращайся. Причем, мы после нового года должны были играть в Лиге чемпионов с румынской «Альба-Блаж», а Свете Сербиной не успели оформить визу. И туда поехала я. Но играла все же Синицына. Я вышла в каком-то эпизоде. Потом, мы возвратились из Румынии, Катя восстановилась, и я опять ушла в молодежку. В конце января у Кати снова проблемы и на игру Лиги чемпионов с московским «Динамо» я снова поехала, но вновь лишь на эпизодический выход, а играла в тот раз Сербина. Удивляло то, что объявлял о моих дальнейших действиях Андрей Игоревич, а не тренер. Хотя я прямо обращалась к Ушакову: «Константин Анатольевич, если я вам нужна в тренировочном процессе, вы мне скажите. Я с готовностью приду и помогу вам, команде».

– Как вы оказались в заявке команды на игру в Казани, которая не состоялась из-за бойкота? Расскажите подробнее о той ситуации.

– У Кати продолжались проблемы со здоровьем. И меня позвали вновь. Мы активно готовились к игре. Подробно разбирали действия соперника по видео. Прибыли в Казань, а перед самым выходом на площадку в раздевалку зашел весь тренерский штаб. Нам объявили, что сегодня, после вчерашнего бойкота мужской командой матча с «Енисеем» мы тоже играть не будем. Для нас это было большой неожиданностью и вызвало бурю эмоций. Многие не сдержали слез. Хотя и понимали, что наших письменных обращений в разные инстанции уже недостаточно. За 8 месяцев обе команды ни разу не получали зарплату. Пришлось идти на крайний шаг, который в итоге и привел к какому-то сдвигу.

– Вы ни разу не пытались противиться необъяснимым действиям руководства клуба?

– Был один такой момент (смеется), когда клуб решил отправить в Красноярск на игру завершающего тура, которая ничего уже не значила, молодежную команду. Чтобы дать основе отдохнуть перед матчами Лиги чемпионов и плей-офф с Красноярском. И хотели меня отправить с молодежкой. Вот тогда я настойчиво попросила, чтобы меня не включали в ту поездку. Одно дело – помогать молодежке на тренировке, и совсем другое – играть официальный матч в суперлиге. Доказывала, что молодежке привычнее и полезнее играть со своей постоянной связкой. К этому моменту Катя Синицына получила травму в Саратове и меня вернули в команду уже до конца сезона.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #7

Перед плей-офф Светлана набрала хорошую форму и продемонстрировала ее в Лиге чемпионов против «Альбы-Блаж», но в четвертьфинале с «Енисеем» ни разу не вышла даже на замену

– Не один я так считаю: «Динамо» проиграло в четвертьфинале «Енисею», во многом, из-за ставки руководства только на Сербину. Во втором матче даже красноярский комментатор, известный волейбольный специалист, после решающих розыгрышей тай-брейка прямо сказал: «Да скормила Сербина краснодарскую атаку сибирскому блоку!»

– Поражение Красноярску в четвертьфинале стало для всех игроков и тренерского штаба настоящей трагедией. Конечно, повлияли на этот результат не только проблемы со связкой, но и дефицит доигровщиц. Ушла Наташа Ходунова в посулившую счастье Москву, были проблемы со здоровьем у Леси Николаевой.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #8

Лидер кубанской атаки Наталья Малых стучится в сибирский блок. Только по своей ли вине?

На второй матч четвертьфинала в Красноярск я тоже летала. И снова, как и в Краснодаре – не играла. Хотя к плей-офф с «Енисеем» я уже набрала хорошую форму, так как усиленно тренировалась. У меня хорошо бежали ноги, а когда ноги хорошо бегут, то и руки – пасуют. Я была в одной готовности с командой. Но к площадке меня не подпускали, хотя не только я видела, что Сербиной, как минимум, не уступала ни в чем. Помню, Наташа Малых пыталась доказать Ушакову, что ей нужен мой пас, обращалась за помощью даже к Касторнову, который и ее агентом является. Безуспешно…

УШАКОВ: РЕЗУЛЬТАТ НАМ ПОМОГЛА СДЕЛАТЬ СУРЦЕВА!

– Света, расскажите, что все-таки заставило Константина Ушакова выпустить вас на замену в первом сете решающего матча за 5-е место с «Заречьем»?

– В краснодарском туре турнира за 5-8 места играла Сербина, а меня выпустили только на одну подачу с «Сахалином». Так получилось, что во втором, одинцовском туре, матч с «Заречьем» решал, кому быть пятой командой чемпионата 2016/17. А ведь это – путевка в Кубок вызова ЕКВ. Тренер же не только видит, но и чувствует тот момент, когда медлить уже нельзя. Я не знаю: что, да как, но думаю, Константин Анатольевич к тому моменту уже засомневался в правильности «коллегиального решения». В первом сете Сербина поплыла, и Ушаков выпустил меня, дав сыграть ту игру до конца.

– В том матче вы сыграли так, что Ушаков осенью 2017-го на предсезонной пресс-конференции сказал: «Все-таки результат нам помогла сделать Сурцева, за что ей огромное спасибо. Выйдя с Одинцово, она помогла нам выиграть ключевой матч!» Вот только свои действия в отношении вас по ходу сезона, так и не прокомментировал…

– И для меня эти действия так и остались загадкой. Ну ладно бы Света Сербина осталась в клубе на новый сезон. Но когда я узнала, что весь сезон я сидела под Сербиной, а по окончании — руководство «Динамо» рекомендует ей подыскать команду, чтобы иметь постоянную игровую практику, и она оказывается в клубе высшей лиги, то была очень удивлена…

– Говорят, язык мой – враг мой. Не могли все ваши беды пойти от нелицеприятного высказывания о руководстве клуба в связи с финансовыми проблемами?

– Никаких критических заявлений я не делала. Единственная ссылка СМИ на меня связана с приятной новостью: в феврале 2017-го команде выдали первую в сезоне зарплату за 2 месяца.

– Сезон 2016/17 завершился, из «Динамо» в «Сахалин» ушла Синицына, а от услуг Сербиной клуб отказался, и Светлана Сурцева, которой был так благодарен Константин Ушаков за 5-е место в чемпионате, получает предложение продолжить свою карьеру в клубе?

– Увы, нет. И в этом тоже своя загадка. Все знали, что я живу в Краснодаре, но, даже начав сборы и зная, что у команды нет связки, мне никто не позвонил и не предложил вакантное место.

Владимир Мороз,

специально для Прекрасного Волейбола

Продолжение следует. Начало — https://vk.com/@lovely_volleyball-surtseva1

247 views·2 shares