СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!

Продолжение, 5-я часть

В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЖИЗНИ

– Вы сами не считаете, что рановато завершили карьеру игрока? Или все-таки еще не завершили?

– (Смеется) Нет, ну скорее всего, все-таки завершила. Просто, у меня остался осадок от того, как я её завершила.

– Насколько болезненным для вас стал переход к другой жизни?

– В какой-то степени сложности есть. Одно дело, когда ты всю жизнь находишься под неким защитным куполом: тебя обувают, одевают, кормят. Перед тобой всегда стоят какие-то цели и задачи. Постоянный адреналин, нагрузки. А сейчас всё совсем по-другому. Ты сам себе предоставлен, тебе уже никто не поможет, должен добиваться всего сам, реализовываться дальше. Я понимаю, что сейчас зарплаты у людей, в основном, мизерные, но это реальность, и от этого никуда не денешься. Ты это либо принимаешь, либо – нет. Хочу заниматься тем, что может доставлять мне удовольствие, и чему я могу научить других.

– Каким было начало вашей «вольной» жизни?

– Я полгода посидела, посидела. Думала, ну куда пойти? В офис я не хочу. Я не понимаю этой работы и не хочу в нее вникать. Забивать себе голову, чтобы потом мучиться? Я знаю спорт, я с детских лет знаю волейбол. И могу научить любить волейбол других девочек. Поэтому и обратилась к спортивному директору молодежной команды Владимиру Васильевичу Синицыну, с которым у меня сложились хорошие отношения после тренировок с молодежкой: хочу практиковаться у вас в тренерском деле. Я могу со связками поработать, могу помочь вам в тренировочном процессе. И он ответил: «Без проблем. Приходи, ты нам поможешь».

– Получается, в чем-то оправдалась поговорка: «Все, что ни делается – к лучшему»?

– Уже сейчас я думаю: значит та ситуация с моим переводом в молодежку – была не зря? Значит, так должно было случиться? Я приходила – помогала – такой, получается, мобильный тренер. Владимир Васильевич меня спрашивает, а кого бы ты хотела тренировать? Я думаю об этом. Это ведь разное дело тренировать детей, юношеский возраст или молодежный. Это разный волейбол. Не будет хватать знаний – готова получить ускоренно второе высшее образование на базе первого. Я готова начать работать с детьми. Но где? Куда пойти?

– В Краснодаре такая проблема с детским волейболом?

– Я выросла в такой сильной школе, как челябинская школа Суховой, где с юных лет постепенно и успешно становятся профессиональным спортсменом с большой буквы. Так вот, для начала, у нас, у детей был зал, в котором выделялось время для двухразовых тренировок. Худо-бедно, и мячей, тогда еще «Гала», было в достатке. Все необходимые на это средства выделял город Челябинск. Сухова приходила в администрацию, выбивала их. Это всё понятно. Но когда мы стали искать в Краснодаре детского тренера для дочери, то узнали, что зал выделяется только на три тренировки в неделю. Но это ведь не волейбольная школа, а факультатив какой-то. Школьная секция! Я понимаю, что сейчас в Краснодаре учить и учиться волейболу негде. Нет здесь детской школы, нет залов, нет достаточного финансирования. Хотя Краснодарский край огромный, здесь очень много детей. Из них можно найти и готовить игроков для главной команды края. И при этом богатстве почему-то нет, как таковой, системы подготовки профессиональных волейболистов.

ВЗГЛЯД МАСТЕРА СО СТОРОНЫ

– Нынешний сезон показал, что главной проблемой команды стали прием и атака. «Динамо» было вынуждено начать сезон с юными доигровщицами и провалило старт. А провал старта привел к появлению синдрома неуверенности у всей команды и череде необязательных поражений. Не так ли?

– Да, расставшись с командой, я не потеряла интереса к ее игре. Постоянно посещала матчи этого сложнейшего сезона.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #1

Светлана с мамой на одном из матчей минувшего сезона

Я общаюсь с девочками из команды и в курсе многих проблем. В команде есть очень опытные игроки, но лишь около трети ее состава. Очень тяжело тренерам и опытным игрокам на тренировке, когда сразу приходит столько недостаточно подготовленной молодежи. Ты вынужден заниматься с ними тактикой, техникой, почти с азов. Конечно, к концу сезона юные девочки заметно прибавили, и им в этом помогла практика, но на результате выступления команды время притирки, конечно сказалось.

– Как обеспечивается преемственность в других городах?

– Тренеры команд суперлиги Казани, Екатеринбурга, Челябинска получают технически обученных игроков, ведь они с детства прошли от ступени к ступени единую четко выстроенную командную систему. Дети последовательно переходили от одного тренера к другому, и новый тренер при этом не опасается, что к нему придет игрок с неправильно поставленным замахом, приемом или передачей. Новый тренер передает им навыки игрока более старшего возраста, которые были не под силу младшему. Пополняет их технический и тактический арсенал и совершенствует его. А сейчас в Краснодаре такой системы подготовки нет, хотя местному «Динамо» в 2016-м исполнилось 70 лет. Значит надо задумываться о фундаменте, а фундамент – это наши дети. Которые потом поднимаются к вершине пирамиды: лучшие остаются, худшие – отсеиваются.

– Что было главным в воспитании игрока на вашем примере?

– Когда я была ребенком, передо мной стояла цель: попасть в команду сначала высшей лиги, а затем и суперлиги. Мне эту программу закладывали с детства. Сначала чемпионат России среди школьников. Для нас он был, как детская Олимпиада. Людмила Владимировна Сухова настойчиво твердила нам: вы должны быть на России первыми! Каждую тренировку мы слышали: «Ты что, на России будешь так играть?» Мы с детства проникались мыслью: волейбол – это моя жизнь, и я в ней должна быть победителем!

– Знаете ли вы, что решением Минспорта края несколько лет назад максимальный возраст игроков молодежки снизили до 19 лет при всероссийском – 23 года?

– Не знала, но одной из причин потери клубом таких игроков, как Татьяна Юринская, Римма Гончарова, и других, задающих сейчас тон в других командах, это, пожалуй, стало. При этом нарушилась преемственность поколений. Сейчас в российских клубах нет достаточного финансирования для приобретения готовых дорогих игроков. Значит, нет и результатов у команд. Тут бы зрелая молодежь и пригодилась.

О «ЖЕНСКОМ ВОЛЕЙБОЛЕ» И ТРЕНЕРАХ-МОТИВАТОРАХ

– Чем вы можете объяснить расхожее понятие «женский волейбол», зная его изнутри?

– Да, в женском волейболе сплошь и рядом: то взлет, то падение. Как мне кажется, это особенно свойственно нашему, российскому чемпионату. У европейских девушек другой менталитет. Если они проигрывают, то могут быстренько очухаться. Настроиться на новую волну. А если мы начинаем проигрывать, то все. Просто затухаем.

– А почему на ваш взгляд это происходит?

– Даже не знаю, чем это объяснить. Думаю, у европеек проще отношение к результату. Нас же, да и мы сами накручиваем себя: нам надо, мы обязаны выиграть. С детства строго воспитывают: мы не должны проигрывать никому! Определенными наказаниями грозят. Может быть, поэтому психологически не выдерживаем?

– Создается впечатление, что и Константину Ушакову нелегко дается мастерство тренера-мотиватора?

– Если честно, есть такое у Константина Анатольевича. У него громадный опыт высококлассного игрока, но, став тренером, он не всегда чувствует момент, когда команду надо встряхнуть. Бывает, надо наорать на игроков, а Константин Анатольевич не может. Он слишком мягкий тренер.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #2

Константин Ушаков не долбит за ошибки провинившуюся, но жесткости ему не хватает

Безусловно, в тайм-аутах он говорит по делу, и этим выгодно отличается от тех, кто весь перерыв посвятит акценту на ошибку, которая уже произошла. И долбит за нее провинившегося игрока, вместо того, чтобы рассказать, что надо сделать, чтобы ошибка не повторилась. Константин Анатольевич не такой, но жесткости ему явно не хватает. Или, бывает, включает накачку, но слишком поздно, когда обвал уже не остановить. А тут ведь надо сказать иногда даже очень жестко, и, главное, вовремя чтобы игрок и вся команда пришли в себя.

– «Динамо» под руководством Константина Ушакова в своих лучших составах частенько проигрывало в сетах сериями по 0:4. Почему в нынешнем сезоне эти серии увеличились до 0:7 и даже 0:10 (яркий пример - в 1-м поединке с «Олимпиакосом»)?

– До этого у него были игроки сильные, опытные. Они и сами могут быстрее собраться, и тренеру к ним совсем другой подход нужен. А со старта чемпионата на ключевой позиции доигровщиц - необстрелянная молодежь. Для них свойственна потеря концентрации, переключение внимания на незначительный момент. И если вовремя не встряхнуть, то девочки идут вразнос.

– Конечно же, примером великого мотиватора остается Николай Васильевич Карполь. Казалось бы, одно и тоже слово повторяет в конце разноса: «Внимательно!» Но сколько в нем мобилизующей энергетики!

– Николай Васильевич из года в год своей энергетикой и авторитетом добивается предельной игровой дисциплины.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #3

Одинаково нелегко: быть тренером-мотиватором и подопечными неистового мотиватора

Но это нелегко и для него, а для девочек вообще тяжело постоянно находиться в режиме предельного напряжения. Тем более для уже опытных игроков, у которых семьи. Карполь ведь не делает ни для кого исключений. Диспансер, сборы, всё – шторки закрылись, и они только тренируются, не отвлекаясь ни на что. Я всегда говорила: чтобы пойти на контракт в команду Карполя, надо очень хорошо подумать: а готов ли ты к такому напряжению в течение всего сезона?

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #4

До декабря Любовь Соколова приходила на игры «Динамо» в компании с сынишкой

– Как вы отнеслись к решению Любы Соколовой вернуться в большой волейбол?

– Возвращение Любы, если честно, меня шокировало. Я хорошо представляю, насколько тяжело сделать такой шаг, когда ты – игрок зрелый, пропустил больше сезона, да еще после рождения ребенка. В этой ситуации организм полностью перестраивается. Для такого возвращения должен быть очень весомый аргумент. Я даже написала ей СМС-ку: «Люба, ты молодец, это смелый поступок, но насколько ты уверена в правильности такого решения?» На что она мне ответила, что сейчас команде действительно важна ее помощь на площадке.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #5

Возвращение Любы дало команде приток свежего воздуха

– Вы убедились в справедливости ее слов?

– Да, на самом деле, она выходила сначала только в эпизодах, но я с Машей Перепёлкиной разговаривала об этом, и она сказала, что возвращение Любы стало для всей команды небольшим, но притоком свежего воздуха. Вернулась легенда российского волейбола! Пусть пока еще не в форме. Но она столько знает и такие тонкости игры видит. Ее советы и поддержка бесценны для молодых девчонок.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #6

Мастер-класс Любови Соколовой в квадрате запасных

Те же Катя Пипунырова и Маша Боговская, они смотрели на Любу во все глаза и впитывали ее советы. А потом стремились не подвести Любу не только в игре, но и на тренировках. Если я не упаду за мячом, а Люба упадет, как это будет выглядеть? В Кубке вызова, Люба выходила и в стартовом составе, и не только выдерживала 5 сетов, но и добывала драгоценные очки.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #7

Урок приема дает одна из лучших в мире мастеров этого элемента игры

Не было бы Любы, неизвестно, дошла бы команда до полуфинала? А с нею была надежда и на выход в финал.

– Мне кажется, не будь ее муж генеральным директором клуба, Люба не вернулась бы: ведь она планировала после нового года оперировать больные стопы. Это ли не женское самопожертвование?

– Да, я тоже так думаю. Она закончила, но ее супруг был назначен генеральным директором клуба, лицом которого стала единственная женская команда. Люба очень сильно переживала за него. Ведь команда попала в безвыходное положение. Пригласить кого-то другого – не могут. Для этого нужны деньги здесь и сейчас. Люба тоже на контракте, но она-то может и подождать, пока деньги в клубе появятся. И все-таки это был очень смелый поступок.

– Возвращение Любы не заставило вас задуматься: а может и мне стоит еще поиграть?

– (Смеется) Нет. Я понимаю, насколько тяжело любое возвращение. А когда ты не в форме, это в 10 раз тяжелее! Тебе приходится форсировать события, а ты – не готов. А когда ты не готов… Я не Легенда, как Люба. (смеется) У меня все по-другому… Думаю, я бы так не смогла.

В ВОЛЕЙБОЛЕ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ

– Светлана Крючкова, возвращая кровно заработанные в краснодарском «Динамо» деньги, на год забыла о волейболе. А вы?

– Хоть я и разочаровалась в окончании своей карьеры, вспоминая прошлый сезон, но меня тянет в зал на игры чемпионата. Да и игрок во мне все ещё живет! Даже сейчас, когда я прихожу в молодежную команду, когда играю в Любительской Волейбольной Лиге Кубани, чувствую, что я ещё могу! Я могу и хочу! (смеется) А насколько это всё реально – не знаю? Всё будет так, как оно должно быть. Я это уже поняла. Но закапывать себя я тоже пока не хочу.

– Вы играете в ЛВЛ за «Газпром-Межрегионгаз». У команды регулярные тренировки?

– У нас нет регулярных тренировок, только игры по расписанию, краевые соревнования любительских команд, вступивших в ЛВЛ и оплативших взнос. Мне интересно в «Межрегионгазе»: у нас много известных волейболисток.

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #8

«Газпром-Межрегионгаз» перед матчем: Ольга Носенко (Сажина), Ольга Фатеева, Светлана Сурцева, Ольга Макеевич, Ольга Сапрыкина, Виктория Сосновская, Анна Лубнина

– Насколько успешно выступает ваша команда?

– В женской суперлиге ЛВЛ играют 8 команд. Опытные игроки, прошедшие горнило суперлиги, есть и в других командах, поэтому борьба за победу идет ожесточенная. Предварительную часть чемпионата мы закончили на 3-м месте, и попали в Финал четырех, который пройдет в середине апреля.

– Маша Бородакова с вами не играет?

– Маша – нет. Она пока восстанавливается после рождения сынишки. В команде: Оля Фатеева, Аня Лебедева, Аня Лубнина, Оля Носенко (Сажина), Аня Чаус (Вергун), жена статистика женской команды Дениса Чауса, которая играла первым темпом в сборной Украины. Вообще, в Краснодаре уже сейчас много известных волейболисток, а будет еще больше. Людей, которые досконально знают волейбол и добились в нем высочайших успехов.

КУБАНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ВОЛЕЙБОЛЬНЫМ РАЕМ!

СВЕТЛАНА СУРЦЕВА: И ПОСЛЕ ВОЛЕЙБОЛА — НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ВОЛЕЙБОЛА!, image #9

С Ольгой Фатеевой на игре своей бывшей команды с «Динамо» Москва

– Это ведь отличная предпосылка для волейбольного бума на Кубани?

– Конечно! Катя Гамова создала волейбольную школу в Казани. Почему бы и в Краснодаре не создать подобную? Ведь у нас есть Люба Соколова – наша Легенда!

– Неизвестно, правда, надолго ли она свяжет свою судьбу с Краснодаром?

– Да, это правда. Хотя, по ее словам, ей здесь очень комфортно. Тем более, супруг у нее здесь.

– В том-то и вопрос: насколько долго в Краснодаре проработает Андрей Макаров, учитывая те проблемы в клубе, генеральным директором, которого он стал в октябре 2017-го?

– Да, спортивная жизнь связана с многими переездами. Не знаю, как у них сложится. Было бы здорово, если бы Люба создала в Краснодаре школу Соколовой.

– А с другой стороны: Гамова создала школу в Казани, но живет в Москве. Значит место проживания – не помеха, куда больше значит интерес к волейболу руководства города и региона?

– Да, конечно. В успехе такого дела многое решает имя. Будет неправильно, если местные власти не воспользуются наличием великого игрока и больших мастеров в Краснодаре. Причем, не только девочек, но и мальчиков. Здесь можно создать истинно волейбольный край!

Владимир Мороз, специально для Прекрасного Волейбола

Окончание следует. Начало https://vk.com/@lovely_volleyball-surtseva1

290 views·2 shares